Жанры научного изложения

КАК СООТНОСЯТСЯ стиль и жанр научного повествования? Изменяется ли стиль при изменении жанра? Какими жанрообразующими свойствами стиля должен владеть исследователь?

Рассмотрим наиболее распространенные жанры и формы представления научной информации: тезисы, статью, диссертацию, монографию и т.д. В жанрах научного творчества много общего, в них употребляются одни и те же термины, обороты речи, цитаты, и тем не менее тезисы надо писать не так, как статью, статью — не так, как доклад, диссертация отличается от монографии, а учебное пособие — от диссертации.

Расположим жанры научного изложения в порядке их усвоения молодым исследователем. Научное творчество начинается обычно с написания тезисов.

Тезисы

Длительные подступы к проблеме, преамбула размером с большой абзац, огромная цитата — все это неуместно в тезисном изложении. Тезисы — малый жанр, здесь, как говорят, не разбежишься. Подробности наблюдений, условия проведения эксперимента можно безболезненно и безбоязненно опустить, а для сути исследования одной-двух страниц вполне достаточно.

Нумерация мыслей, проставление цифр в тезисах, на первый взгляд, облегчают восприятие материала, но тем не менее лучше отказаться от цифровой композиции. В сборнике тезисов цифры выглядят несколько нарочито, так как идет нумерация не новых идей по принципу положений, выносимых на защиту, а нумерация абзацев, в числе которых есть и ординарные, связующие.

Для тезисов важна ясность гипотезы, а также отточенность стиля. Не пишите все от своего имени: Вы продолжаете чьи-то исследования, и об этом надо сказать: «Известно, что...», «Данной проблемой занимались такие ученые, как...».

Строгость и ясность стиля тезисов важны потому, что тезисы знаменуют первый Ваш выход в большую науку, причем сцена [105] очень мала — всего одна страница, и на этом крохотном личной пространстве постараемся избежать даже мелких изъянов (пунктуационных, графических, стилистических). Проанализируем некоторые из таких изъянов.

«Известны случаи, когда принятие религиозной системы фактически способствовало разрушению культуры народа и деинтеграции этноса (введение ислама в Золотой Орде); порой религиозные и этнические начала проявляются как относительно нейтральные друг к другу (протестантизм и католичество в некоторых европейских странах)».

Интонация подсказывает, что на месте точки с запятой должна стоять точка.

«Экспериментальное изучение этой замечательной и многогранной науки позволяет нам сделать выводы, что буквально все ее разделы можно и нужно изучать, придавая им экологическую направленность. Потому что экологические понятия развивают у студентов умение применять теоретические знания на практике, способствуют осуществлению экологического образования».

Новое предложение не следует начинать с союза «потому что». Нужно либо поставить запятую («место точки), либо убрать союз, так как причинно-следственные связи здесь достаточно прозрачны.

«Удается такая попытка на 3-ем курсе в 65,4%, на 5 — в 69,9%».

По-разному обозначены курсы.

«Педагоги, родители подобны сеятелям; помогают «зерну» либо прорасти, либо погибнуть».

Неточно употреблено сравнение: сеятель не помогает зерну погибнуть.

Мы намеренно остановились на самых мелких огрехах. Тезисы в силу своего сверхмалого объема требуют особенно скрупулезной работы над каждым словом.

Готовя тезисы, будем уважать правила игры. Две страницы — значит две и не более того. Не следует злоупотреблять предложенным объемом. Прелесть тезисов — в заведомо равных условиях печатания. Что подумают об авторе, который вместо двух страниц опубликовал пять? Сборник тезисов — своеобразное соревнование, и бороться лучше не за самые большие по размеру тезисы, а за самые содержательные.

Если требуется полная страница текста, то надо соблюсти и это условие. При ротапринтном способе печатания «хвосты» тезисов на следующей странице и соответственно пробелы, провалы текста на ней доставляют много хлопот редколлегии сборника. При отправке тезисов в другой город материалы могут быть сразу отклонены из-за несоблюдения условий печатания. [106]

Читая тезисы, иногда удивляешься, что у странички не очень мудреного текста три и даже четыре автора. Ситуация не вполне корректная для обычных тем. Другое дело, если проводился эксперимент или обобщались статистические данные группы исследователей.

Не смотрятся в сборнике две работы одного и того же автора Понятно, люди нуждаются в количестве публикаций, и как исключение это, может быть, и допустимо, но начинать свой путь в науку лучше уважая права других и не претендуя на дополнительное место под солнцем.

Статья

Написать хорошую статью непросто. Даже авторитетные журналы, случается, печатают слабые статьи или по необходимости пусть даже беглого освещения действительно актуальной темы или по ходатайствам высоких особ; но если автор хочет без протекции попасть в центральный журнал, он может добиться этого лишь высочайшим качеством своего небольшого текста.

Преамбула статьи, содержащая подступы к проблеме, анализ точек зрения, историю вопроса, может быть как раз такой, какой не рекомендуется писать заставку тезисов. В статье уместны цифровые выкладки, графики и таблицы, цитаты, сноски, список ли­тературы.

Научная статья предполагает точность в выражении мыслей, ответственность автора за подбор материала, идею, композицию... В отличие от тезисов статья требует доказательности, аргументации мысли и при этом плавности изложения.

В статье имеет место сложное соотношение своего и «чужого»-текста, своего рода золотое сечение, когда голос автора не заглушает голосов других ученых, а изложение чужих концепций не затмевает собственной авторской мысли. Вероятно, многим дово­дилось читать статьи по достаточно исследованным темам, где не было ни одной цитаты, ни одной фамилии предшественника. Что это: незнание, не-хочу-знание или неуважение? Крен в про­тивоположную сторону — это боязнь собственной мысли, обилие цитат, создающих барокко точек зрения на проблему, избыточность чужих представительств.

Идеальную пропорцию своего и «чужого» найти бывает очень непросто, и только долгие годы работы над стилем постепенно разовьют интуицию, и Вы будете чувствовать, где надо писать от себя, где своими словами изложить чужую концепцию, а где процитировать дословно. Повторяем, навык этот достаточно примитив. И даже хорошие стилисты невольно увлекаются цитатами, которые бывают столь великолепны! «Все же много, ох, как имитируешь, отчего статья делается более литературоведческой, чем, наверное, тебе хочется? Ей, богу, поменьше цитат — [107] излагай, уйми эрудицию, притворись оракулом»,— советовал в письме Ст. Рассадину Натан Эйдельман (Знание — сила, 1995, № 4.— С. 144).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: