Фактор напряженности времени

Структуру этого фактора определяют шкалы: «сжатое — растянутое», «пустое — насыщенное», «организованное — неорганизованное», «медленное — быстрое». Напряженное время — это время сжатое, насыщенное, организованное, достаточно быстрое; ненапряженное — растянутое, пустое, неорганизованное, медленное (табл. 14).

Этот фактор, как и предыдущий, имеет свой аналог во втором факторе, выделенном с помощью метафор времени и получившем название «фактор потребности в достижении». Один из полюсов последнего включает метафоры: «быстро ткущееся полотно», «ускоряющийся поезд», «галопирующий всадник», «убегающий вор», «струя в полете», «стремительный водопад», «ураган». На втором полюсе располагаются: «громадное небесное пространство», «спокойный неподвижный океан», «лестница, ведущая вверх», «дорога, ведущая через холм». При сопоставлении содержания факторов напряженности времени и потребности в достижении отчетливо проявляется смысловая близость, если не тождественность соответствующих шкал и метафор. Однако, на наш взгляд, термин «напряженность» точнее отражает временное содержание этого фактора, чем термин «потребность в достижении». Происхождение последнего, неудачного во временном аспекте названия связано с тем, что соответствующий ему фактор дал высокую корреляцию с тестом, измеряющим уровень потребности в достижении [Knapp, Gurbutt, 1958, 429 ].

Переживание напряженности — ключевая проблема психологии времени, поскольку с ним связаны загадки растяжимости времени, его субъективной скорости и событийной насыщенности. Ниже мы подробнее остановимся на анализе возможных механизмов этих феноменов, здесь же приведем лишь некоторые факты, свидетельствующие об онтологической реальности фактора напряженности в переживании времени.

Фактор напряженности времени играет большую роль в художественной литературе и кинематографе. Построение сюжета требует постоянного изменения темпа и ритма происходящих событий. Это достигается предельным сжатием или растяжением действия, его логической организацией или интуитивным разобщением отдельных сюжетных линий, что порождает переживания времени как более или менее напряженного.

Роль этого же фактора в развитии отношения ко времени в истории культуры подчеркивает М. П. Абрамсон: «Когда темп жизни делается напряженным (подчеркнуто нами. — Е. Г., А. К.), люди начинают замечать, как быстро и неумолимо бежит время, и стремятся предельно полно использовать его» [1979, 28 ]. Скорость («бежит время»), насыщенность («предельно полно») и организованность («использовать его») — это и есть три из четырех шкал, составляющих содержание одного из полюсов фактора напряженности.

Связь соответствующих шкал переживания времени с фактором напряженности в целом находит подтверждение и в некоторых эмпирических исследованиях. В частности, гипнотическое внушение ускоренного времени приводит к состоянию повышенного внутреннего напряжения, тогда как при внушении замедленного времени появляется ощущение раскованности, запаса «свободного» времени, своеобразная «нирвана» [Гримак, 1978, 196 ].

Можно предположить, что переживание напряженности времени является одним из продуктивных оснований типологии индивидуальных временных концепций. На одном полюсе будут находиться люди с динамической концепцией, в которой время предстает сжатым, быстрым, насыщенным, организованным; это — люди, живущие в «потоке времени», остро ощущающие его «пульс». Для других, напротив, свойственна статичная концепция — времени растянутого, стоячего, свободного от суеты, пустотного, а потому не нуждающегося в организации. Это — концепция преимущественно восточной традиции, в которой

Сквозь разрывы текущего времени

ты видишь вечность,

как сквозь разрывы в тучах — синее небо.

(Таками)

О возможности разделения этих двух концепций по критерию «напряженность времени» свидетельствуют данные исследований, согласно которым жителям небольших городов США присуща статичная («замедленная») концепция времени, а жителям крупных американских городов — динамичная («поспешная») концепция, в основе которой лежит необходимость наполнения времени «лихорадочной активностью» [Kluckhohn, 1954]. И здесь, как видим, скорость («поспешная»), насыщенность (наполненность), организованность (активность) — то есть слагаемые фактора напряженности — выступают основанием разделения индивидуальных концепций времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: