Центральный момент в обработке состоит в выявлении ключевых категорий анализа в текстах рассказов испытуемых по картинкам. Всего выделяется шесть категорий для мотива «надежда на успех» и семь категорий для мотива «боязнь неудачи». Эти ключевые категории и их лейтмотив, их основное содержание, сформулированное в концентрированном виде, могут быть заданы следующим образом.
НАДЕЖДА НА УСПЕХ (НУ)
I. Потребность достижения успеха (П). Эта категория отмечается, если некто в рассказе устанавливает для себя позитивно сформулированную цель или чувствует себя стремящимся к такой цели (например: «Он хочет создать новый прибор»).
2. Инструментальная деятельность, направленная на достижение цели (И) (например: «Ученик весь погружен в решение задачи»).
3. Ожидание успеха (У) (например: «Он уверен, что его работа завершится успехом»).
4. Похвала как результат высокого достижения (В) (например: «Мастер одобряет образцовое изготовление изделия»).
5. Позитивное эмоциональное состояние, связанное с работой, достижением, успехом в осуществлении поставленной цели (С+) (например: «Выполнение домашнего задания доставляет ему удовольствие»),
|
|
6. Тема успеха (Т) как дополнительная весовая категория. Учитывается только в том случае, если тема успеха доминирует в содержании рассказа.
БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ (БН)
1. Потребность избежать неудачи (ПИ). Отмечается, когда имеет место постановка негативно сформулированной цели, явно присутствует желание событий, которые могли бы исключить неудачу, сожаление о поведении, которое привело к неудаче, или нерешительность и боязнь последствий неуспеха (например: «Он надеется, что мастер никак не прореагирует на ошибку»),
2. Инструментальная деятельность, направленная на избегание неудачи, а также ее возможных последствий (ИИ) (например: «Ученик прячется, чтобы учитель не вызвал его к доске»).
3. Неуверенность в успехе или удаче (УН) (например: «Если и на этот раз не получится, я опозорен»).
4. Обсуждение и критика вследствие недостаточности успеха (К) (например: «Если хочешь выдержать выпускной экзамен, то тебе следует больше стараться»).
5. Негативные переживания, связанные с работой или достижением (С-) (например: «Я наверняка допустил бы такую
же ошибку»).
6. Неудача (Н), если ориентированное на успех поведение терпит провал (например: «Ученик запорол деталь»).
7. Тема неудачи (ТН) как дополнительная весовая категория. Учитывается, если в рассказе преобладает содержание, связанное с неудачей.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
1. Категории обоих ключей могут учитываться только один раз на каждый рассказ.
|
|
2. Противоположные категории обоих ключей могут учитываться в одном рассказе одновременно.
3. Только темы успеха (Т) и неуспеха (ТН) взаимно исключают друг друга, т.е. не могут учитываться одновременно в одном рассказе.
Фиксация результатов анализа может производиться в виде следующей таблицы (Форма 11).
Форма 11
Категория анализа | П | И | У | в | с+ | н | т | Сумма |
Пи | ИИ | УН | к | с- | ТН | |||
НУ | ||||||||
БН |
В таблицу вносятся данные по всем шести картинкам. Определение доминирующего мотива («НУ» или «БН») производится через сопоставление суммы баллов по «НУ» (надежда на успех) и суммы баллов по «БН» (боязнь неудачи). Обе указанные величины позволяют, кроме того, получить два производных показателя. Их сумма дает «общую мотивацию», которая, по существу, отражает силу мотивации достижения:
СМ = НУ + БН.
Разность этих же мотивационных тенденций задает так называемую «чистую надежду»:
НЧ = НУ - БН
Нетрудно заметить, что показатели «силы мотивации» (СМ) и «чистой надежды» (НЧ) получаются из сумм различных категорий, которые порождены каждой из картинок, а также из сумм одинаковых категорий, которые порождены различными картинками.
Впоследствии X. Шмальтом (Schmalt Н, 1976) была сделана попытка разработки «полупроективной» методики, которая позволяла бы различать интенсивность и экстенсивность[9] мотива. В данном случае термин «полупроективная» указывает на объединение в методике идеи ТАТ с технологией тестовых опросников. В методике Шмальта к каждой картинке прилагается 18 стандартных высказываний. Причем все они, за исключением четырех избыточных, отражают ключевые категории анализа содержания при выявлении мотивов успеха и мотивов неудачи.
В практических целях, при интерпретации результатов психодиагностики и проведении консультирования, было бы целесообразно иметь краткие типичные описания личности, с явно выраженной мотивацией «надежды на успех» или «боязни неудачи». Анализ исследований, выполненных в рамках концепции мотивации достижений (X. Хекхаузен, Д. С. Мак-Клелланд, Д. Аткинсон, X. Шмалт), позволил нам сделать следующие обобщенные описания.
МОТИВИРОВАННЫЕ НА УСПЕХ (надежда на успех — НУ)
В деятельности активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности, активность в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.
Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, а нереалистически высокие — отклоняются. То есть предпочитают рисковать расчетливо (обычно такая расчетливость ведет к суммарному успеху, поскольку не связана ни с незначительными успехами при заниженных целях, ни с невероятными, случайными успехами при завышенных целях).
В значительной степени (более значительной, чем у мотивированных на неудачу) выражен эффект Зейгарник.
В случае чередования успехов и неудач склонны к переоцениванию своих неудач.
При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности, как правило, улучшается.
Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего («Время — стремительно несущийся всадник»).
В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его привлекательность скорее всего возрастает. Вместе с тем притягательность задания особенно возрастает, если оно выбрано самим субъектом, а не просто предъявлено субъекту кем-то. При «навязывании» задания, в случае последующей неудачи, его привлекательность может не возрастать, а остаться на прежнем уровне.
|
|
МОТИВИРОВАННЫЕ НА НЕУДАЧУ (боязнь неудачи — БН)
В деятельности менее инициативны. При выполнении ответственных заданий ищут причины отказа от них.
Предпочитают выбирать экстремальные цели: выбирают задания либо занижено легкие, либо нереалистично высокие по трудности.
Эффект Зейгарник выражен в меньшей степени, чем у мотивированных на успех.
В случае чередования успехов и неудач склонны к переоцениванию своих успехов, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий.
При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности ухудшается.
Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (но из этой тенденции достаточно часто бывают исключения).
Склонны к восприятию и переживанию времени как «бесцельно текущего» («Время —это постоянно струящийся поток»).
Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени.
В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем при-
тягательность задания будет снижаться независимо от того, «навязано» это задание извне или выбрано самим субъектом. Хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть меньшим, чем в первом (навязано кем-то).