Первые программы психологии как самостоятельной науки

1 вариант психологии как самост.науки физиологическая психология Вундта. идеи о психологии как эксперимент.науке.источник психологич. Исследования:анализ продуктов чел.духа,эксперимент. к началу 1860-х складывается программа психологии, объединяющая два метода экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологич психологии» Вундта явились началом психологии как самост науки. В 1879 г. он создал пс лабораторию, на базе которой через два года был создан Институт эксперимен.пс, Вундт дал новое определение пс. как науки о непосредственном опыте, являющейся разновидностью эмпирич психологии, поскольку должна показать связь содержаний опыта в том виде, как она дана субъекту.объектом изучения в психологии остается сознание.Психологическая система Вундта включала изучение элементов (ощущений и чувствований), анализ связей между элементами и продуктов этих связей, исследование законов душевной жизни - атомизм Вундта, характерный для ассоциативной психологии: простейшие элементы, сенсорные по своей природе, первичны, сложные образования вторичны. Все ассоциации Вундт подразделяет на одновременные и последовательные, одновременные существуют в форме слияния, ассимиляции — диссимиляции и компликации, последовательные—узнавания и воспоминания. За этими видами ассоциаций скрываются восприятие и память.Кроме ассоциативных, Вундт различает апперцептивные связи,кот. складываются при активном участии сознания. Апперцепция-особая функция сознания, которая проявляется в активности субъекта и внешне выражается во внимании. Выдвинутая Вундтом программа была масштабной и охватывала практически все проблемы психологии — от простейших ощущений до проблем культуры в их тесной связи с историей. Ее можно назвать структурализмом по тому подходу к задачам, которые ставил Вундт перед психологией. Предметом психологии-содержания сознания, ибо только их можно наблюдать. Психологии Вундта свойственны элементаризм и сенсуализм, она замкнута содержаниями сознания, которые изучаются в обособлении от поведения. Задача психологии — «анализировать психические процессы в их собственной связи и поскольку они нам вообще даны как процессы, находящиеся во внутренней связи друг с другом». Одновременно с Вундтом в России с программой построения психологии выступил Сеченов. новое представление о психике и задачах психологии как науки. способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и т. п.) складывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкретные впечатления, память, все психические акты развиваются путем рефлекса. Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятел-тью и зак-ся ответной деят-тью-движением, поступком, речью. Сеченов развивает представления об активном деятельностном характере чувственного познания. Программа Сеченова подводила к изучению целостного поведения. В своем принципиальном содержании эта задача решается и современной психологией.В то же время программе Сеченова, базирующейся на естественно-научном материализме, свойственна историческая ограниченность. Признавая соц.обусловленность чел.сознания, отмечая «преемственный ход развития всего пс.содержания по мере накопления знаний», Сеченов не смог включить эту реальность в свою программу. Его подход намечал путь объективного исследования явлений сознания в основном как продуктов взаимодействия индивида с предметным миром. Используя генетический метод, Сеченов показывает, что речевое — символическое абстрактное мышление и волевой акт личности, самосознание «Я» имеют свои генетические корни в открытой для объективного наблюдения системе отношений. Сеченов оказал огромное влияние на мировую и отечественную психологию. Его традиции продолжены Н.Н. Ланге, В.М. Бехтеревым, в физиологии И.П. Павловым, А.А. Ухтомским. Глубокое влияние Сеченова на отечественную науку продолжается и сегодня.Изучение русской истории, этнографии и правоведения привело Константина Дмитриевича Кавелина к проблеме личности в ее взаимоотношениях с обществом. Современное психологическое знание Кавелин оценил как ошибочное и в книге «Задачи психологии» изложил свое понимание психологии как положительной самост.науки. Признавая, что «психическая жизнь имеет материальную подкладку» (деятельность мозга и нервов), он выступил против сведения психического к физическому.

24.Теоретическая борьба в период становления психологии как самостоятельной науки между структурным и функциональным подходами в психологии. С самого начала сущ-я пс.как самостоятельной науки наметились различные подходы к пониманию ее предмета, методов и задач. Вундтовские традиции развивались Эдвардом Титченером и психологами, сгруппировавшимися вокруг него в Корнелльском универе в США.Э.Титченер (1867-1927) развивал вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией. Ее задачи: 1)разложить душевное состояние на простейшие составные части; 2)найти законы соединения этих частей; 3)привести эти законы в связь с физиологической организацией. Ввел метод аналитической интроспекции: достижение “чистого содержания сознания”, без вмешательства физических характеристик стимула (“ошибка стимула”). В качестве первичных элементов сознания выделял ощущения, образы и чувства. Ощущения обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Образы-следы прежних ощущений, менее отчетливы. Чувства-элементы душевных движений; они обладают качеством, интенсивностью и длительностью. Внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементраного процесса, подобного рассмотренным трем. Спорил с вюрцбюргской школой по поводу безобразности мышления. Под влиянием идей психологии акта Джемс (1842-1910) создал функционализм. Написал “Основы психологии” (1890). Он отрицал сущ-ие сознания как субстанции и настаивал на его существовании как функции -познания. Он отвергал атомизм психологии: в самонаблюдении нам открываются не элементы, а цельные конктретные состояния сознания, изменчивые в каждый момент времени. Изучать надо функции, операции. В сознании нет связок, оно - поток. В нем можно выделить качественности и переходные состояния. Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание всегда отличается селективностью. Вопрос о связи состояний с мозгом он решал с помощью теории психического автоматизма - разновиднотси концепции психофизического параллелизма. После 1916 года это направление перешло в бихевиоризм. Представители: Дьюи, Энджелл, Мур, Мид. Они выступали против структуралистов в вопросе необходимости исключения из сферы рассмотрения значений, ценностей, отношений и пр. как ненаблюдаемых. Кроме того, они призывали не ограничиваться сознанием, а рассматривать целостный организм в единстве разума и тела. Недостатки: понятие функции страдало неопределенностью,недооценивали содержательную сторону сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: