Тенденции развития психологии постсоветского периода

Н.90-х XX ознамен кардин преобразов.всех сфер жизни рос.об-ва, что обусловило возникн новых тенденций разв науч знания.В эти годы нач. пересмотр методолог.позиций совет.пс,ее осн.принципов. Восстан.преемственные связи с дореволюц.отеч.пс. в постсовет.период преодолевается двойной раскол,кот.сопровождалось образование советской пс. В совр.Рос.психологи предпочитают говорить о единой науке, не подразделяя ее на «нашу»,отеч, и зап. Объектом критики выступают марксистские методолог.основы совет.пс. На смену методологическому монизму приходит принцип плюрализма методолог.основ. В ходе дискуссий последних лет по методологическим проблемам получают обоснование также принципы методологического нигилизма, методологического либерализма и другие. не отказываться от сложившегося в совет.пс,способа научного мышления, продолжать разработку ее базовых методол.принципов,признается необходимым освободиться от идеологически обусловленных упрощений и штампов. Расшир представление о сущности психики и сознания человека. Положение об их соц-историч и культурной обусловленности доп.эмпирически обоснованными данными о природных основах психич.разв.чел. Переосмысливается трактовка одного из важнейших методологических принципов, особенно в области исследования образных явлений, – принципа отражения. Понимание психики как принадлежащей субъекту, включенному в состав действительности, приводит к новому взгляду на отражение как на активный процесс порождения и конструирования целостным субъектом действительной картины мира. Большой вклад в разработку этого принципа внес Б.Ф. Ломов, создавший системную концепцию психического отражения. Сложившиеся в советский период пс концепции продолжают определять ситуацию в области научных исследований и в преподавании. Пс.имеет значительные достижения, как в эмпирических исследованиях, так и в теории. Е.Н. Соколов создал новую векторную психофизиологию. Широкое признание научной общественности получили исследования по психологии сознания (психосемантика В.Ф. Петренко, взгляды В.М. Аллахвердова), психологии личности (историко-эволюционная концепция личности А.Г. Асмолова), смысловая теория мышления (О.К. Тихомиров), оригинальная концепция мотивации В.К. Вилюнаса и другие. Специфической чертой теоретич.работы в совр.отеч.пс.является ее открытость к интеграции пс.знания путем ассимиляции различных подходов при сохранении принципиальных концептуальных основ советской пс. Интенсивно и в сложных соотношениях с академической наукой разв практич.пс. Отношения между ними Ф.Е. Василюк образно и метко назвал «психологическим схизисом», имея в виду факт их расщепления, относительно независимого существования. В связи с таким положением возникает много серьезных проблем, как для теорет. пс, так для практич.деятельности психолога, ответственная работа которого требует высокой теоретической культуры. Характер своеобразной эпидемии приобрел интерес к психоанализу, учению К. Юнга, логотерапии В. Франкла, экзистенциальной психологии, к новейшим концепциям конструктивизма, нарративному подходу. Восстанавл. преемственные связи с той частью отеч.дореволюц.пс.В науку возвращаются имена Г.И. Челпанова, С.Л. Франка, Г.Г. Шпета, Л.С. Лопатина, М.М. Бахтина и других русских мыслителей. В.П. Зинченко, исключительно много делающий для возвращения в современную психологию нашего наследия – трудов М.М. Бахтина, Н.А. Бернштейна, А.А. Ухтомского, Г.Г. Шпета – убедительно показал их влияние, в частности, на свое творчество. В ХХ столетии на всех этапах своего развития русская пс.мысль была связана с жизнью страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: