Развитие психологической мысли в Республике Беларусь

1823 -рождения психологии Беларуси, Выготский создал в Гомеле исследовательский кабинет, где разраб.вопросы детской пс, этнической пс, пс искусства.Первоначально психологическое знание Беларуси развивалось в теснейшей связи с мировым знанием. 1925-1929 -Центральн. психотехническая лаборатория (Гайвановский, Василейский, Вержбалович)для повыш.эффект.труда.На рубеже 20-30 гг. происходит колонизация марксизма-ленинизма, обусловившая разрыв между декларируемыми теоретическими догмами и конкретной практикой. 4 июля 1936 -Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». этим постановлением психология была фактически запрещена и развивалась неофициально. после 50-х гг.- Возрождение психолог. знаний. Активизация психологии в БССР была вызвана социальным заказом системы народного образования. 1947- появ. отделения логики, психологии и русского языка на факультете философии БГУ- Первые попытки созд. Психологич. службы в образоват. Сис-ме. Одним из организаторов этого отделения была Е.П.Ересь, в последующем заведующая кафедрой. 1950 -Организация первой самостоят. кафедры психологии минск Бел. Гос.Пед.институт. С упразднением преподавания психологии в школах (1955 г.) отделение логики было расформировано вообще, а кафедра психологии была трансформирована в кафедру педагогики и психологии (1956 г.). Лишь в 1964 г. м МПУ им. Горького создается общеинститутская кафедра.Особенностью психологических исследований в Беларуси являлась их направленность на решение проблем, связанных с реформой и перестройкой средней школы. Несмотря на высокий уровень научно-теоретических знаний, отсутствовала связь с практикой, отсутствовала штатная единица практического психолога в учреждениях образования.

Огромный вклад в развитие и становление истории психологии в Республике Беларусь внесли видные теоретики белорусской психологии, такие как: Николай Тимофеевич Ерчак – основное направление научных исследований – психология речи на родном и иностранном языках. Яков Львович Коломинский – его эксперимен. и теоретич. исследования положили начало новым отраслям психологической науки – возр. и пед.соц. психологии. Под его руководством возникла научная школа (защищено 40 кандидатских и 5 докторских диссертаций),разработал соц-пс.концепцию онтогенеза, предложен и апробирован экспериментальный метод изучения межличностных отношений — аутосоциометрия. Леонид Абрамович Пергаменщик – защитил докторскую диссертацию на тему «Соц-пс.адаптация чел. к кризисным событиям жизненного пути». Участвовал в реализации гос.программы «Соц-пс. реабилитация и соц-правовая защита детей и подростков, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС», орган. и проводил науч.исследования по проблемам психол.последствий катастрофы на ЧАЭС. Он стоял у истоков создания научно-практического направления – «кризисная психология». Он - автор более 100 монографий, книг, методических пособий, статей. Лилия Николаевна Рожина – идея автора о том, что широкий культурный контекст является важным условием глубокого усвоения знаний, их восприятия как взаимосвязанного целого, включающего множество смысловых связей, открывающих возможность рассматривать научную информацию в новых аспектах. В результате ее теоретических и экспериментальных исследований и ее учеников возникло новое направление – «Художественное познание психики человека реципиентом». Под ее руководством в Республике Беларусь была открыта специальность «Практическая психология» и начата подготовка магистров по специальности «Психология». Защитила докторскую диссертацию на тему «Художественное познание человека как фактор развития личности старшеклассника». Опубликовано более 200 ее работ. Борис Андреевич Бенедиктов – исследовал широкий круг актуальных проблем высшей школы: организация учебно-воспитательного процесса и управление им, развитие памяти и мышления и их взаимосвязь в процессе усвоения учебного материала. Основное направление исследований Бенедиктова — проблемы психологии устной речи и мышления. Федор Иванович Иващенко – защитил докторскую диссертацию на тему «Психология трудовой деятельности старших школьников». Его исследования посвящены проблемам формирования психологической готовности к труду. Им разработаны две оригинальные методики, составлены две профессиограммы – агронома и механизатора. Елена Самойловна Слепович – избрана членом-корреспондентом Академии образования РБ. Первый в РБ к.пс.н., док.пс.н. в области коррекционной (специальной) психологии. Научные и прикладные интересы: по отраслям: спец.пс, пед.пс, пс.развития.по предмету: игровая деятельность дошкольников с интеллект.недостаточностью, разв.речи у детей с интел.недостаточностью. Игорь Александрович Фурманов – сфера научных исследований: детская агрессивность, нарушения поведения у детей подросткового и юношеского возраста, психологические особенности у детей, лишенных родительского попечительства. Возглавлял рабочую группу по разработке Гос.программы развития соц-гуманитарных наук по направлению "Психология" (2003 г.), являлся одним из разработчиков Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ (1998 г.). Лев Александрович Кандыбович – первым предпринял попытку систематического описания истории развития пс.науки в Беларуси, чем заложил основы становления и развития новой дисциплины – и как исследовательского предмета, и как учебного курса. Ему принадлежит приоритет в написании ряда обобщающих историко-психологических текстов, после появления которых о национальной психологической науке нашей страны можно говорить, утвердительно. Валентин Михайлович Козубовский – занимается инженерно-пс.проблемами, результаты глубокого изучения пс. литературы и практич. работы выражены в кандидатской диссертации по проблемам технической кибернетики (человеко-машинные системы)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: