Рождение советской психологии, поиск ее методологических основ и путей развития

1.Психика-функция,св-во высокоорган.материи-чел.мозга.В отеч.пс.эта идея получила разв.в работах Сеченова,Павлова,Бехтерева.В советс.пс.к ней обращается Корнилов, поставивший вопрос о возможностях применения диалектико-материалистической методологии в психолог.исследованиях. сущ-ет связь психич.процессов с физиологическими.сущностной хар-кой психического является единство субъек-ного и объек-ого, гармонизированное в ходе процесса психич.отражения.несводимость законов функцион-ия психики к каким-либо другим законам (физ,хим.).2.Эволюционно-стадиальный хар-р разв.психики.Блонский, рассмотр.каждое психол.явление с т.з.его динамики и развития на примере целого ряда психических процессов (внимания, памяти)приходит к выводу,что только во взаимодействии с внешней средой могут реализоваться внутренне присущие психике потенциалы развития, без учета и анализа динамики протекания психич.активности невозможно проникнуть в суть психич.реальности. Обоснованная им биогенетическая концепция разв.психики, конституировала идею развития внутрен.мира человека, раскрыла понимание разв.пс.как смены качественно различных фаз,обосновала взаимосвязанность различных ее стадий,показала ограниченность любого др.подхода к объяснению сущности пс.процессов любого ур.сложности.3Чел.-активн.деятель в окруж.его среде.М.Я. Басов пришел к выводу, что только изучение чел.в процессе его деят-ти в конкр.жизненной ситуации может объяснить всю сложную палитру возникающих у него психических свойств и состояний. Повед.чел-его активность, выявляющаяся во взаимоотношениях целостного организма со средой. Предложенный им структурно-аналитический метод изучения деят-ти чел.имел своей целью выявить различные структурные элементы деятельности и формы их взаимосвязи в процессе активного приспособления человека к среде.4.Признание культурно-исторической обусловленности процесса развития психики. Один из авторов культурно-исторической теории,Выготский подчеркивал, что психич.закономерности жизнедеятельности современных людей можно правильно понять лишь при учете, что их поведение является результатом двух слитных в онтогенезе процессов: биолог.эволюции чел.как представителя органического мира и культур.разв.чел.как носителя разума на Земле. Такое понимание процесса становления и развития современного человека позволило Выготскому дать собственную трактовку генезиса высших психических функций(усвоенные и перенесенные извне, из социокульт.среды,внутрь формы поведения, соц.взаимодействия и отношений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: