Себестоимость продукции, работ или услуг – это денежное выражение суммы затрат, необходимых на производство и сбыт данной продукции, а более точно – ее единицы. Под затратами понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: материальных, трудовых и финансовых, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям определяются государственным стандартом, а методы калькулирования – самими предприятиями.
Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т. е. самоокупаемости – основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость – один из важнейших показателей эффективности потребления ресурсов. Состав затрат предприятия разнообразен.
|
|
Классификация затрат на производство осуществляется по различным признакам.
1. Группировка затрат по экономическим элементам:
материальные (за вычетом стоимости возвратных отходов),
затраты на оплату труда,
единый социальный налог,
амортизация основных фондов и пр.
По этим элементам на предприятии составляется «Смета затрат на производство», которая определяет общую сумму всех затрат предприятия на планируемый объем производства. Поэлементный анализ себестоимости показывает конкретные расходы на производство продукции, независимо от места их возникновения, и не отражает процесса формирования себестоимости продукции по этапам ее производства.
2. Этим целям отвечает группировка затрат по калькуляционным статьям, которая учитывает затраты по месту их возникновения и направлению, а потому дает возможность определить уровень себестоимости по отдельным видам продукции.
В промышленности принята следующая типовая классификация затрат по статьям калькуляции:
1) сырье и основные материалы,
2) вспомогательные материалы (покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера),
3) возвратные отходы (вычитаются из себестоимости),
4) топливо и энергия на технологические цели,
итого: 1) – 4) – сырье и материалы;
5) заработная плата рабочих,
6) единый социальный налог,
7) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования,
8) цеховые расходы,
итого: 1) – 8) – цеховая себестоимость;
9) общепроизводственные расходы,
10) общехозяйственные расходы,
итого: 1)–10) – фабрично-заводская себестоимость;
11) коммерческие расходы,
|
|
итого: 1) – 11) – полная себестоимость.
Перечисленные статьи могут быть изменены с учетом характера и структуры производства. По данным статьям производится калькулирование себестоимости продукции и составляются калькуляции. В зависимости от того, удельный вес каких затрат преобладает в их общей структуре, выделяют отрасли трудоемкие (угольная, горнорудная промышленность, лесозаготовки), материалоемкие (многие отрасли легкой и пищевой промышленности), энергоемкие (цветная металлургия), а также отрасли с большим удельным весом затрат на амортизацию (нефтедобывающая и газовая промышленность). Такая классификация имеет большое значение, прежде всего для определения путей снижения себестоимости.
3. По характеру связи с технологическим процессом (с объемом производства) различают основные и накладные расходы.
Основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом производства: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных. Основные расходы, как правило, являются переменными: их общая величина изменяется примерно пропорционально изменению объема произведенной продукции.
Накладные расходы связаны с процессами организации, управления и обслуживания производства. С объемом производства эти расходы связаны слабо, изменяются не пропорционально ему, поэтому они называются условно-постоянными. Сюда относятся затраты, абсолютная величина которых лимитируется по цеху или предприятию в целом и находится в прямой зависимости от объема выполнения производственной программы (расходы на отопление и освещение помещений, заработная плата управленческого персонала).
Не все виды издержек могут быть прямо отнесены на конкретные виды продукции, многие из них должны быть сначала определены в целом и только затем распределены между различными изделиями. Поэтому по способу отнесения на себестоимость продукции различают прямые и косвенные расходы, выделить которые позволяет группировка затрат по статьям калькуляции.
Прямые затраты находятся в прямой зависимости от объема выпуска продукции или от времени, затраченного на его изготовление, и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалы, потери от брака и некоторые другие.
Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно, при помощи условных расчетов, например пропорционально оплате труда производственных рабочих: общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы и др.
Сумма всех прямых затрат составляет производственную себестоимость изделия. Сумма всех прямых и косвенных затрат дает себестоимость реализованной продукции.
По периодичности возникновения расходы делятся на текущие и единовременные. Текущие расходы имеют частую периодичность (расход сырья и материалов). Единовременные (однократные) – расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции.
Для анализа используется ряд показателей себестоимости. Основными являются такие, как затраты на производство и реализацию всего объема товарной продукции, затраты на один рубль товарной продукции и себестоимость конкретного вида продукции.
1. Затраты на производство и реализацию всего объема товарной продукции (полная себестоимость) определяются сметой затрат, т. е. рассчитываются путем суммирования затрат по основным экономическим элементам. Данный показатель необходим для определения прибыли от реализации продукции, а следовательно, прибыли для налогообложения.
2. Затраты на один рубль товарной продукции рассчитываются как отношение полной себестоимости продукции ко всему объему реализованной товарной продукции (или к цене данного объема товарной продукции):
|
|
Это наиболее известный на практике обобщенный показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении, без разграничения ее по конкретным видам. Он показывает, во сколько обходится предприятию получение каждого рубля выручки. Показатель широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, охарактеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.
3. Себестоимость конкретного вида продукции отражает затраты предприятия на его производство. Этот показатель нужен предприятию для того, чтобы оно имело возможность определить, насколько эффективно производство того или иного вида продукции при сложившемся на рынке уровне цен на данный вид продукции и при сложившемся на предприятии уровне затрат (себестоимости).
На себестоимость товарной продукции могут повлиять следующие факторы:
– изменение объема выпущенной продукции,
– отклонения в ассортименте выпущенной продукции,
– цены на материальные ресурсы.