Себестоимость продукции и услуг

Себестоимость продукции, работ или услуг – это денеж­ное выражение суммы затрат, необходимых на производство и сбыт данной продукции, а более точно – ее единицы. Под затра­тами понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: материальных, трудовых и финансовых, исполь­зуемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включае­мых в себестоимость продукции, их классификация по статьям определяются государственным стандартом, а методы калькули­рования – самими предприятиями.

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т. е. самоокупаемости – осново­полагающего признака рыночного хозяйственного расчета. Себе­стоимость – один из важнейших показателей эффективности потребления ресурсов. Состав затрат предприятия разнообразен.

Классификация затрат на производство осуществляется по различным признакам.

1. Группировка затрат по экономическим элементам:

ма­териальные (за вычетом стоимости возвратных отходов),

затраты на оплату труда,

единый социальный налог,

амортизация основ­ных фондов и пр.

По этим элементам на предприятии составляет­ся «Смета затрат на производство», которая определяет общую сумму всех затрат предприятия на планируемый объем производ­ства. Поэлементный анализ себестоимости показывает конкрет­ные расходы на производство продукции, независимо от места их возникновения, и не отражает процесса формирования себестои­мости продукции по этапам ее производства.

2. Этим целям отвеча­ет группировка затрат по калькуляционным статьям, которая учитывает затраты по месту их возникновения и направлению, а потому дает возможность определить уровень себестоимости по отдельным видам продукции.

В промышленности принята следующая типовая классифи­кация затрат по статьям калькуляции:

1) сырье и основные материалы,

2) вспомогательные материалы (покупные изделия, полу­фабрикаты и услуги производственного характера),

3) возвратные отходы (вычитаются из себестоимости),

4) топливо и энергия на технологические цели,

итого: 1) – 4) – сырье и материалы;

5) заработная плата рабочих,

6) единый социальный налог,

7) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования,

8) цеховые расходы,

итого: 1) – 8) – цеховая себестоимость;

9) общепроизводственные расходы,

10) общехозяйственные расходы,

итого: 1)–10) – фабрично-заводская себе­стоимость;

11) коммерческие расходы,

итого: 1) – 11) – полная себестоимость.

Перечисленные статьи могут быть изменены с учетом ха­рактера и структуры производства. По данным статьям произво­дится калькулирование себестоимости продукции и составляются калькуляции. В зависимости от того, удельный вес каких затрат преобладает в их общей структуре, выделяют отрасли трудоем­кие (угольная, горнорудная промышленность, лесозаготовки), материалоемкие (многие отрасли легкой и пищевой промышлен­ности), энергоемкие (цветная металлургия), а также отрасли с большим удельным весом затрат на амортизацию (нефтедобы­вающая и газовая промышленность). Такая классификация имеет большое значение, прежде всего для определения путей снижения себестоимости.

3. По характеру связи с технологическим процессом (с объе­мом производства) различают основные и накладные расходы.

Основные расходы непосредственно связаны с технологи­ческим процессом производства: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы и другие расходы, кроме общепро­изводственных и общехозяйственных. Основные расходы, как правило, являются переменными: их общая величина изменяется примерно пропорционально изменению объема произведенной продукции.

Накладные расходы связаны с процессами организации, управления и обслуживания производства. С объемом производ­ства эти расходы связаны слабо, изменяются не пропорционально ему, поэтому они называются условно-постоянными. Сюда отно­сятся затраты, абсолютная величина которых лимитируется по цеху или предприятию в целом и находится в прямой зависимо­сти от объема выполнения производственной программы (расхо­ды на отопление и освещение помещений, заработная плата управленческого персонала).

Не все виды издержек могут быть прямо отнесены на кон­кретные виды продукции, многие из них должны быть сначала определены в целом и только затем распределены между различ­ными изделиями. Поэтому по способу отнесения на себестои­мость продукции различают прямые и косвенные расходы, вы­делить которые позволяет группировка затрат по статьям каль­куляции.

Прямые затраты находятся в прямой зависимости от объе­ма выпуска продукции или от времени, затраченного на его изго­товление, и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалы, потери от брака и некоторые другие.

Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себе­стоимость отдельных видов продукции и распределяются кос­венно, при помощи условных расчетов, например пропорцио­нально оплате труда производственных рабочих: общепроизвод­ственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы и др.

Сумма всех прямых затрат составляет производст­венную себестоимость изделия. Сумма всех прямых и косвенных затрат дает себестоимость реализованной продукции.

По периодичности возникновения расходы делятся на те­кущие и единовременные. Текущие расходы имеют частую пе­риодичность (расход сырья и материалов). Единовременные (од­нократные) – расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции.

Для анализа используется ряд показателей себестоимости. Основными являются такие, как затраты на производство и реализацию всего объема товарной продукции, затраты на один рубль товарной продукции и себестоимость конкретного вида продукции.

1. Затраты на производство и реализацию всего объема то­варной продукции (полная себестоимость) определяются сметой затрат, т. е. рассчитываются путем суммирования затрат по ос­новным экономическим элементам. Данный показатель необходим для определения прибыли от реализации продукции, а следовательно, прибыли для налогообложения.

2. Затраты на один рубль товарной продукции рассчитыва­ются как отношение полной себестоимости продукции ко всему объему реализованной товарной продукции (или к цене данного объема товарной продукции):

Это наиболее известный на практике обобщенный показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении, без разграничения ее по конкретным видам. Он показывает, во сколько обходится предприятию полу­чение каждого рубля выручки. Показатель широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, охарактеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

3. Себестоимость конкретного вида продукции отражает затраты предприятия на его производство. Этот показатель нужен предприятию для того, чтобы оно имело возможность опреде­лить, насколько эффективно производство того или иного вида продукции при сложившемся на рынке уровне цен на данный вид продукции и при сложившемся на предприятии уровне затрат (себестоимости).

На себестоимость товарной продукции могут повлиять сле­дующие факторы:

– изменение объема выпущенной продукции,

– отклонения в ассортименте выпущенной продукции,

– цены на материальные ресурсы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: