Государственный строй

В IV-VII вв. сохранялись основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства находился император - наследник римских цезарей. Вся полнота законодательной, судебной и исполнительной власти находилась у него в руках. К тому же он считался верховным покровителем и защитником христианской церкви, которая направляла на укрепление авторитета императора доктрину божественного происхождения власти, идею единения церкви и государства.

Церковь экономически и политически зависела от императора, так как Византия являла собой мощное централизованное государство. Власть императора не была произвольной и умерялась необходимостью следовать "общим" законам империи, а также отсутствием принципа наследования престола. Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" и армией. Ещё в IV в. был издан императорский указ, который давал право "народу Константинополя" выражать просьбы и предъявлять требования к императору. Народ собирался на ипподроме, где сформировалось 2 партии (димы): "голубые" и "зеленые" (первые - муниципальная и сенаторская аристократия; вторые - торгово-финансовая верхушка). Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации появились и в других городах. В IV-VI вв. их роль в политической жизни была весьма значительной.

Константинопольский сенат был государственным органом византийской аристократии. Он мог рассматривать любые дела империи. В составе сената находилась практически вся правящая верхушка. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. чел. Ранневизантийские императоры признавали в законодательных актах необходимость "согласия великого сената и народа".

С VIII в. происходит укрепление центральной власти. Базой для этого стала стабилизация экономики на феодальной основе. Наивысшего развития государство достигло при Македонской династии (867-1057 гг.). Императоры стремились контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни. В VIII в. политические организации и учреждения, сдерживавшие всевластие императора приходят в упадок или ликвидируются. С IX в. прекращается номинальное провозглашение императора народом Константинополя и сенат лишается права участия в законодательстве.

Единственной крупной политической силой остается церковь. Возрастает роль Константинопольского патриарха в общественно-политической жизни. Нередко патриархи становились регентами малолетних императоров, вмешивались в политическую борьбу, пользуясь тем, что с VII в. венчание императора на трон патриархом становится единственной процедурой, узаконивающей поставление на царство. Однако добиться независимости церкви не удалось. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

Изменяются атрибуты императорской власти: появляются титулы - басилевс и автократор, появляется культ императора, неограниченными становятся прерогативы. Но половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно, так как отсутствовала система престолонаследия: сын не рассматривался обычаем как законный наследник - императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры практиковали институт соправителей, выбирая наследника ещё при жизни. Принцип законного престолонаследия вводится с конца XI в.

Традиционализм, рутина церемониалов серьезно сковывали личные возможности императоров. Это приводило к ослаблению реальной власти. Одновременно складывалась система отношений с крупными феодальными землевладельцами (динатами) на сеньориально-вассальной основе: с X в. император заключает феодальные договоры с динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

Для государственного строя на всех этапах характерно наличие огромного бюрократического аппарата, построенного на принципах строгой иерархии. Всё чиновничество делилось на ранги (титулы) - в X в. их нсчитывалось до 60-ти. Лица, занимавшие высшие государственные посты, именовались лагофетами. Главой лагофетов был лагофет дрома, в ведении которого находились внешние сношения, почта, пути сообщения, личная канцелярия царя, царская стража. Среди других лагофетов необходимо выделить заведующего государственным казначейством, военного лагофета; лагофета, управлявшего царскими землями, и лагофета, ведавшего царскими ремесленными мастерскими и арсеналами.

Центральное управление было сосредоточено в Государственном совете (консистории, позднее синклите), который был высшим органом при императоре и руководил текущими делами государства. Он состоял из высших государственных и дворцовых чинов, ближайших помощников императора. В их числе два префекта претория, префект Константинополя (гражданский правитель столицы и председатель сената), магистр (начальник дворца) и квестор (главный юрист и председатель консистория), два комита финансов. Эти лица обладали в том числе и судебными полномочиями. Общая численность чиновников была огромна: только в ведомствах двух префектов претория насчитывалось 10 тыс. гражданских чиновников.

В X-XI вв. государственный аппарат контролировал все сферы политической, экономической и культурной жизни. Количество ведомств увеличилось до 60. Усложняется дворцовая администрация, уменьшаются различия её с государственной администрацией. Характерной чертой управления было распыление отдельных государственных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами.

Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и другими.

Право.

Правовая система Византии складывалась из римского права и под влиянием специфических переходных к феодализму отношений.

Императорское законодательство было основным источником права. Политическая стабильность способствовала попыткам кодификаций (Кодекс Феодосия - начало V в.).

В 529 — 534 при византийском императоре Юстиниане Великом был составлен свода римского гражданского права, который был известен под названиями «Свод Юстиниана» или «Кодекс Юстиниана».

Первоначально свод состоял из 3 частей:

  • Институций (4 тома, представляющие собой учебник для начинающих юристов).
  • Дигест (50 томов, составленных из трудов классических римских юристов, с интерполяциями кодификаторов).
  • Кодекса Юстиниана.
  • «Новеллы» (168 новых законов, опубликованных после составления кодекса).

Для Кодекса Юстиниана характерно стремление соединить разнообразные ветви римского права и придать новое содержание отдельным старым правовым понятиям и институтам и таким образом сохранить их жизненность. В XII веке свод получил название «Corpus juris civilis».

Одним из важных источников византийского права были императорские указы, получившие название новелл. Новеллы в целом формулировали нормы развивающегося феодального права; они определяли также структуру и компетенцию центральных и местных органов власти и управления. Складываются самостоятельные юридические школы. Правовые обычаи действовали в восточных провинциях. Они вносили струю, отражавшую развитие феодальных отношений. Византийское право также формировалось под влиянием христианства, которое вносило в него этические элементы.

Эклога.
Ввиду ёмкости и сложности Кодекса Юстиниана возникали трудности при применении его в судах. В VI-VII вв. появились упрощенные комментарии в виде парафраз (пересказов), индексов(указателей), схолий (учебных примечаний). Потребности судебной практики привели к тому, что по указанию императора Льва Исаврийского в 726 г. была составлена Эклога ("избранные законы"), которая состояла из 18 небольших титулов: о рабах, о брачно-семейных отношениях, о договорном праве, эмфитевзисе (феодальный институт, предполагавший аренду земли на срок до 3-х поколений, при этом могли лишить земли, если арендатор не уплачивал ренту в течение 3-х лет); самый обширный титул (17) о преступлениях и наказаниях.

Однако чрезмерная сжатость Эклоги, отсутствие в ней важных вопросов все равно заставляли обращаться к Кодексу Юстиниана. В ряде списков Эклога дополнялась Земледельческим, Морским и Военным законами.

Прохирон. ("находящийся под рукой")
Императоры Македонской династии Василий I и Лев VI отменили Эклогу, т. к. она была составлена политическими противниками, и издали указание о новой переработке Кодекса Юстиниана. В 879 г. был составлен Прохирон, который был более полным сборником законов. Однако он уступал Эклоге по юридической технике и повторял ряд положений Эклоги, особенно по уголовному праву. Прохирон отразил новые условия византийского общества, но содержал явный крен в сторону римского права. Подробно описано договорное право, внесены некоторые изменения в семейное право (например, относительно предбрачного дара).

Эпанагога ("переработанное повторение").
Между 884 и 886 гг. от имени Василия I и его сыновей было издано руководство по праву с целью "очищения старых законов" и облегчения пользования правом Кодекса Юстиниана. По структуре Эпанагога следовала Дигестам и воспроизводила многие положения Прохирона и Эклоги. В некоторых деталях по новому трактовался ряд вопросов частного права. Были внесены изменения в публичное право: о патриаршей власти, о правах духовенства, внесены дополнения в положения об императорской власти.

Василики ("царские законы").
Появились при императоре Льве VI (Мудром), когда наблюдалось оживление юридической мысли. завершение кодификационных работ привело к изданию Василиков, которые представляли собой систематизированный и тематический свод законов, построенный путем последовательного изложения выдержек из Дигест, Кодекса и Новелл Юстиниана. Василики имели четкую структуру, но содержали много пропусков и искажений первоначального текста. Поэтому Кодекс Юстиниана использовался в судах до XI в.

После Василик византийское право развивалось посредством законодательных актов императоров. Заметное влияние имели частные юридические компиляции, особенно, "Руководство к законам" или "Шестикнижье" Константина Арменопула (ок. 1345 г.), пользовавшееся авторитетом в судах Византии, а после падения Византии - в Греции, Валахии и Молдавии (было действующим правом Бессарабии до присоединения к России в XIX в.).

Составной частью правовой системы Византии было церковное право, которое складывлось из постановлений Вселенских соборов и решений патриархов. На основе норм церковного права и императорского права создавались сборники Номоканоны, которые оказали прямое воздействие на русское право.

Гражданское право. Право собственности

С началом истории Византии после краха Западной Римской империи происходил процесс приспособления римского права к развивающимся феодальным отношениям. Прежде всего стала формироваться феодальная поземельная собственность. Магнаты владели своими поместьями на праве частной собственности и феода. Широкое распространение среди дворянства получили проник (бенефиции), большая часть которых со временем превратилась в феоды.

Феодалы (в том числе и прониары) осуществляли на территории своих владений судебные и административные функции. Так, крестьяне, жившие на земле прониаров, должны были платить им оброк и отбывать барщину.

Основные институты вещных прав, регламентированные в Своде Юстиниана, были сохранены в византийском праве, где, например, говорится о владении (possesio), которое подразделялось на добросовестное и недобросовестное. В византийских кодексах говорится о сервитутах (особенно городских), об эмфитевзисе — наследственной аренде.

Обязательственное право

В Византийском праве сохранилось деление обязательств на обязательства из договоров и на обязательства из деликтов (правонарушений). В византийских кодексах говорится, например, о договорах купли-продажи, дарения, мены, займа, найма, хранения (поклажи), товарищества. С подробностью излагаются вопросы залогового права, причем отмечается два вида залога: один с передачей заложенной вещи кредитору и другой без этой передачи (ипотека), когда в виде залога выступает земля. Также подробно регулируется договор займа, по которому был установлен максимальный размер процента (12% годовых). При этом запрещалось взимание процентов на проценты. Договоры, как правило, заключались в письменной форме.

Семейное право

В Византии брак регулировался нормами православного церковного права, согласно которому предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным обрядом. Обручение могло быть расторгнуто по причине нежелания обученных вступить в брак, совершения обручения без согласия родителей и опекунов, близкой степени родства между обрученными, неспособности к сожительству после вступления в брак, развратного поведения жениха или невесты, совершения преступления женихом или невестой, безвестного отсутствия в течение трех лет, тяжелой болезни, сумасшествия в течения двух лет, желания уйти в монастырь.

Брак совершался путем церковного обряда (венчания). Для признания брака действительным необходимо было соответствовать следующим требованиям: достижение брачного возраста (для невесты — 12 лет, для жениха — 14 лет); согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; не состоять в другом браке; отсутствие родства и свойства в определенных степенях.

Разрешалось вступать в брак не более трех раз. Византийское право разрешало расторжение брака путем развода при следующих обстоятельствах: совершение государственного преступления, покушение одного супруга на жизнь другого, истребление утробного плода, прелюбодеяние; легкомысленное поведение жены (участие в пирах с посторонними мужчинами, отлучка на ночь из дома; посещение женой без ведома мужа публичного зрелища); неспособность к брачному сожительству; длительное безвестное отсутствие одного из супругов; пребывание в плену (поскольку человек, взятый в плен, становился рабом); психическое заболевание; уход одного из супругов в монастырь; посвящение в сан епископа. Кроме того, жена имела право на развод в следующих случаях: если муж оскорбил жену, стараясь свести ее с другим мужчиной; если муж без основания обвинил жену в прелюбодеянии. Расторжение брака путем развода производилось только по судебному решению.

Что касается имущественных отношений между супругами, то речь идет прежде всего о приданом и предбрачных подарках, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями (например, для приобретения нового имущества, которое может дать более крупный доход; для уплаты долгов жены; для пропитания родителей, мужа или брата). Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого. Жена имела право обратиться в суд с иском против мужа, растратившего ее приданое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: