Или: Всякий экспромт хорош тогда, когда он хорошо подготовлен

Даже очень опытные ораторы, чьи выступления имеют вид абсолютного экспромта, все же готовятся к ним. Обязательно нужно иметь план-конспект выступления (то же относится и к важным разговорам face-to-face). Не заучивание текста наизусть, а опора на план - тот идеал, к которому надо стремиться. Такие выступления выглядят естественнее и лучше воспринимаются.

Хотя известные ораторы пользовались собственными методами подготовки к выступлениям. Например, Чарли Чаплин, который очень боялся микрофона, заучивал свои речи наизусть. Замечательный ученый и великолепный лектор Илья Мечников готовился к лекциям тщательно, но никаких записей не делал, перед студентами импровизировал. Известный историк Василий Ключевский читал лекцию в прямом смысле этого слова, но с такой разговорной интонацией, что возникало впечатление импровизации. А Ленин готовил тезисы на отдельных листочках и время от времени заглядывал в них в процессе выступления.

Рассмотрим для примера подготовку к публичной презентации.

Начинайте готовиться за несколько дней, чтобы было время осмыслить все, что вы собираетесь сказать, проговорить основные мысли выступления в общении с друзьями.

Соберите воедино все свои соображения, а при необходимости, найдите убедительные факты и цифры, которые произведут на слушателей впечатление (например, статистику, цитаты по теме, высказывания экспертов и пр.). По теме своего выступления вы должны знать гораздо больше того, что произнесете вслух. Дейл Карнеги, которому принадлежит термин "резервные знания", писал, что они придают выступающему особую уверенность и авторитетность. Кроме того, никогда не знаешь, какая информация пригодится в ответах на вопросы и замечания аудитории.

Разбейте будущее выступление на тематические блоки (например, "для начала я хотел бы привести вам некоторые данные о…", "после таких убедительных цифр становится ясно, что…", "но я готова предложить интересное решение…", "а теперь о том, как обсуждаемый проект может быть реализован на практике…"). Следите за логикой перехода от одной темы к другой и не стесняйтесь большого количества вводных фраз типа "особенно важно то, что…", "а теперь основное…", "я совершенно уверена в том, что…" и других подобных; они облегчают восприятие, расставляя нужные акценты. Особенно важную информацию следует располагать в начале или в конце выступления (эффект края), чтобы она лучше усвоилась; для незаинтересованной или критически настроенной аудитории - в начале.

Уделите особое внимание вступлению и заключению; начало и окончание - это именно то, что по психологическим законам восприятия, запоминается более всего и имеет наибольший побудительный потенциал. Эти части выступления должны быть максимально ясными, информативными, эмоционально окрашенными. Их нужно сформулировать полностью и записать на бумаге, чтобы неоднократно отрепетировать.

Если нельзя не говорить о том, о чем уже сказали другие, надо постараться сказать это лучше их. Исократ.

Наметив план, распишите подробно, что собираетесь сказать. Начните с интриги. Начало - пожалуй, самая трудная часть выступления, поскольку на нем лежит ответственность за привлечение внимания ко всему остальному и установления контакта с аудиторией.

Хорошие варианты начала:

ü Привязка к времени, событию, месту ("Мы собрались сегодня в аудитории, где месяц назад…", "Пару дней назад я наблюдала на улице такую сценку…", "Сегодня в утренних новостях сообщили, что…")

ü Обращение к жизненным интересам слушателей (их вы сможете предугадать, зная состав аудитории), основные из которых жизнь, социальная защищенность, деньги, здоровье.

ü Возбуждение любопытства ("Знаете ли вы, что…" - много полезной информации для этого вы найдете в Книге рекордов Гиннесса)

ü Парадокс (например, "Один великий человек сказал, что... Верно ли это?")

ü Интрига, конфликт (например, "Причиной скольких же конфликтов и переживаний является …?! Вы не задумывались об этом?")

ü Демонстрация какого-либо предмета (например, "вот у меня в руках книга: хороший переплет, отличная бумага, приятно взять в руки и… в ней ни слова правды").

ü Случаи из личной жизни или из истории (например, "со мной однажды произошел такой случай…", "несколько веков назад появился такой обычай…")

ü Ссылка на общедоступный источник информации (например, "сегодня в "Известиях" написали, что…", "вы знаете, случайно услышала по радио, когда уже собиралась на эту лекцию, что…")

Плохие варианты начала: извиняться, ссылаться на то, что вы не оратор, пытаться шутить - хороший юмор производит хорошее впечатление, но не в начале выступления.

В доказательство своей точки зрения или в опровержение чужой нужно приводить сильные аргументы. Традиционно убедительными являются научные аксиомы, экспериментальные данные, ссылки на юридические документы, законы природы, заключения экспертов, статистика, цитаты. Оптимальное количество аргументов в пользу того или иного положения - три (меньше - еще вызывает сомнения, больше - уже не так убедительно).

В негативно или критически настроенной аудитории хорошо действует взвешенная аргументация "за" и "против" (например, "действительно, считается, что …, но есть свидетельства и в пользу противоположной точки зрения. Например…").

Психологические эксперименты показывают, что аргументация в виде ответов на возможные возражения лучше запоминается и дает более устойчивую убежденность (например, "вы можете мне возразить, что…. Но мое мнение подкреплено заключениями таких экспертов как…", "в этом месте обычно задают вопрос… Отвечу…"). Запоминается также несколько раз повторенная мысль (но не более трех раз).

Активно используйте примеры. Стоит вам сказать: "Знал я одного удивительного человека…", - и аудитория стразу встрепенется. Примеры заменяют громоздкие объяснения и отлично запоминаются. Но и примеры должны быть краткими и по существу. А выводы ("итак, этот пример показывает, что…") лучше не делать - пусть люди придут к заключению сами.

Используя цифры, очеловечивайте их. Например, "глазные нервы примерно в 25 раз толще тех, что идут от мозга к органам слуха", а не "толщина глазных нервов … микрон, а слуховых … микрон". Кстати, о зрении и слухе: использование наглядных материалов повышает убедительность речи на много порядков. Но: не раздавайте материалов на руки слушателям, держите их при себе и выставляйте на обозрение не раньше и не позже того момента, когда речь идет о том, что они собой иллюстрируют; если изображение неразборчиво по каким-либо причинам, в его использовании нет смысла, а извинения на тему "тут, правда, плохо видно" только усугубляют раздражение людей.

Приводя аргументы, будьте эмоциональны. Эмоции - это торная дорога, по которой информация проникает в сознание слушателей, а с эмоциональными людьми, с женщинами самих эмоций зачастую достаточно, чтобы добиться нужных убеждений и действий. Логика, конечно, должна присутствовать в речи, но и ее надо скрывать за эмоциональным изложением, примерами, юмором.

Для усиления доверия к тому или иному факту можно использовать такие приемы: подача его как а) нового ("недавно установили…", "я только что прочитал, что…"); б) лично осмысленного оратором ("я сам долгое время не понимал, но…", "я сомневался, поэтому искал информацию об этом…"); в) экспериментально установленного - предпочтительнее японскими или американскими учеными, а среди российских - московскими или ленинградскими, предпочтительно молодыми или, наоборот, известными с приведением имен; г) хорошо забытого старого ("еще в дореволюционной России этот метод пользовался большой популярностью, и вот сейчас он получил научное признание").

Одно из главных требований к публичной речи - краткость. Не смешивайте в одном выступлении разные темы, а по выбранной теме приводите не более трех основных мыслей. Дмитрий Менделеев, прекрасный оратор, говорил, что лекция, перегруженная примерами, как и очаг, переполненный дровами, затухает. Более краткие выступления воспринимаются как более правильные и заслуживающие большего доверия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: