Билет 15. Церковно государственные отношение в папском государстве

Предпосылки: 440-461 - набег гуннов под руководством Аттилы. Папа отправился к Аттиле и убедил его не трогать Рим (существуют разные точки зрения по этому вопросу). Риму - Галлия и Иллирия. Идея о первенстве римского престола в христианском мире.590-604 - при папе Григории Великом влияние папы распространяется далеко за пределы Рима - на Галлию, Испанию, Британию. 607 - при папе Бонифации 3 ему удается получить эдикт от императора Фоки, по которому Римский епископ должен был считаться главой Церкви.728 - папа Григорий 2 и лангобардский король заключают договор о даровании Рима и нескольких городов Лация апостолам Петру и Павлу, это становится одной из основ для формирования папского светского гос-ва.704 - Пиппин Короткий дарует папе еще несколько городов (папская поддрежка является очень важной для него). Граница светских владений папы расширяется.756 - папа фактически становится светским правителем Рима. Сенатус романус сохраняется, но все римские магистраты должны клятвой подтверждать свою верность римскому престолу. Для оправдания светской власти пап создается документ "Константинов дар". Этот документ якобы Константин даровал папе Сильвестру 1, где даровал папе Рим. Историки считают, что даже трактовка документа не верна - Константин всегда сохранял дистанцию между светской и духовной властью.

Этот документ становится основой для борьбы пап за светскую власть. "Константинов дар", " Пиппинов дар", "Карлов дар". Эти документы потерялись примерно в 9 веке, историки располагают лишь копиями.Расширение территорий папского гос-ва происходило хаотично, поэтмоу в него вошли и земли, изолированные друг от друга.Карл Великий взял на себя право верховной юрисдикции в Риме, даже вмешивался в папские дела. Т.о. он взял на себя функции экзарха.Взаимопроникновение светской и духовной власти дает основание для симфонИи, единения. В формирующееся новое гос-во Ц вводит идею о гражданстве. Германские императоры претендуют на владение всем миром. Civitas dei - республика христиан, неразделенное человечество. В роли pater familias выступает Бог. Начинается длительный период, когда папы претендуют как на всемирное духовное господство, так и признают за собой светское господство. Dominium temporale - временная власть (состоит из даров, которые приносили светские власти святому Петру). Основой для администрации становится прагматическая санкция (534, Юстиниан) - предписание схемы управления для папы (существовала до 1870). Основную роль в администрации играла курия - из 7 подразделений. Там был человек, который выполнял функции внешних церковных связей. Был тот, кто был помощником (примецериус). Второй - секундецериус - руководил работой секретарей курии. Также был главный казначей (доходная часть бюджета), его помощник (расходная часть бюджета). Был начальник папского архива. Была введена должность деферзора (охранение интересов Церкви). Была создана должность номенклатора (администратора, для благотворительности). Первоначалтно кардиналы - служители, приписанные к какой-либо Ц или находящиеся под ведомостью папы. Постепенно кардиналы относятся к тем, кто служил только в Риме, затем кардиналы - настоятели 28 римских церквей. Сначала были кардиналы священники и дьяконы. Затем епископы. 6 пригородных кардинальских кафедр. Они составляют совещательный орган при папе, затем начинают вмешиваться в дела церковного управления и именно им отходит право выбора нового папы.Знать воспринмает кардиналов скорее как феодальных сеньоров и вступает с ними в конфликты. В Риме смешались конституции - имперское право, гражданское право, папское право. Территория города становится ареной борьбы этих властей.Экономика папского гос-ва - папа оказался крупнейшим землевладельцем в Италии. Управляя своими светскими территориями, папа имел светские полномочия. Основой были светские пожертвования. Римская Ц присоединяет и вновь колонизуемые земли. Основывается имение двух культов - имение, где папы поселяют колонов. Колонизация римских сельских земель производилась через освоение заброшенных территорий. Постепенно поместья папы превращались в церковные аграрные колонии. Доходы шли в папский дворец и расходовались на текущие нужды - поддержание огня у гроба св. Петра, пропитание бедных, обеспечение бедных монастырей и тдЦерковные колоны считались формально свободными, но часто объединялись в одну социальную группу с рабами. Жили они на фермах, передавались по наследству, разделялись по повинностям, которые они несли. Земельный участок с колонами - фунда. В каждом именни были работы, которые должны были быть выполнены. Когда появлялись дополнительные требования - колоны могли ссылаться туда, где они были нужны. Условия во многом зависели от человеческих отношений. Помимо колонов на церковных землях жили рабы (как крепостные). Нередки были случаи отпуска на волю (в основном люди, которые отдавали после смерти имущество в пользу Ц).877 - неотчуждаемость церковных земель. Церковный земельный фонд теперь мог только прирастать. Однако папы давали земли сторонникам или в награду или за поддержку. Начинается тенденция превращения церковных бенефициев в наследственное владение (папы борются с этим). В наследственное владение отдаются и монастыри, иногда светским лицам.Церковная казна являлась средоточием церковных доходов. Туда шли штрафы, пошлины, выборочные имущества. Папа получает право чеканить монеты. Порядок избрания папы - раньше всеми членами городской общины, император утверждал избрание (епископ - подчиненны императора). Затем утверждают варварские короли. Папа Феликс 3 - первый папа, избранный согласно декрету о том, что представитель короля должен присутствовать на избрании. Папа Симах отменил. Часто папы подкупали избирателей.526 - Теодорих проводит на папский престол своего кандидата, получает право утверждать каждого избранного папу.После установления византийской гегемонии право утверждать папу переходит в Константинополь. 684 - Константин Богонат разрешает посвящать папу без утверждения императора. Во времена иконоборчества папа Григорий 2 против вмешательства императора в церковные дела. Императорское утверждение теряет смысл.751 - папа Захария при рассмотрении узурпации власти Пиппина Короткого вмешивается в процесс передаяи светской власти. Чтобы обосновать свое право он прибегает к богословию. Римские феодалы, участвовавшие в выборах папы, представляли народ, могли оказывать влияние на преемство римских епископов. Папа был целебатом - законных наследников быть не могло, на святой престол мог придти кто угодно. Герцог Тото принудил избрать папой своего брата силой оружия - папа Константин 2. 769 - Лотеранский собор, решение о том, что не может быть папой тот, кто не прошел ступеней до кардинала (миряне почти исключены из процесса избрания, они могли лишь поддерживать или не поддерживать избрание криками). Возникает первый соборный акт, определяющий порядок избрания.817 - Людовик Благочестивый издает декрет о том, что папа может быть избран без согласия империи. 850-1050 - примерно раз в 4 года был новый папа. Далеко не все посвящения совершаются с согласия императора. Папа Адриан издает декрет о том, что не обязательно императорскому посланнику присутствовать на посвящении. Проблема интеграции церковных высших должностных лиц в светскую властную систему. Церковный аппарат приобретает политический характер. Деятели становятся более светскими яем духовными.Среди пап были люди, имевшие странную моральную репутацию или достигшие своего места симонией (подкупом). В таких условиях папская область почти не управлялась, она распалась на несколько сеньорий. В плачевном положении оказываются финансы. Большинство пап того времени были заняты обеспечением своего устройства в Риме. Только в середине 10 века ситуация постепенно начинает меняться. Это происходит благодаря вмешательству императора священной римской империи Оттона 1. Он дает папе Иоанну "Оттониану" - утверждает за папой те владения, которые были предоставлены ему Каролингами. Оттон начал процесс восстановления папской власти - поставил на престол Льва 8. Потом был Иннокентий 2. 1144 - римская община отнимает у папы светскую власть.В ходе Клюнийской реформы была поставлена задача восстановить христианские основы жизни духовенства, объединить запад под властью пап, преодолеть зависимость клира от светской власти и поставить Церковь вне светских законов. Поначалу движение охватывает монашеские круги.Реформа направлена на то, чтобы вернуть жизнь в монастыре к христианскому идеалу. Клюнийцы требуют ввести запрет на власти духовенства. Были организованы 12 поместных соборов.

Билет 14

Клюниймская реформа.

Предпосылки. После смерти Карла Великого (814) в Западной Европе наступил политический кризис. папство утратило власть, престиж и моральный авторитет. Папы этого времени были ставленниками тех или иных римских политических партий или назначались германским императором. В начале 10 века в Германии возвышается саксонская династия, Оттон 1 свободно распоряжается епископами, требует с них войска, епископы зависят и от короля, и от папы одновременно. В 960 на папском престоле 12-летний Иоанн 12, его свергли, но он заручился поддержкой Оттона и вернулся на престол. В знак благодарности за помощь он короновал Оттона в 962 императорской короной и заключил договор, по которому Лаций (который якобы Константинов дар папам) оставался владением папы, но папа становился вассалом императора и, соответственно, епископат, подчинен светской власти. епископы получили в свои руки власть, начался повсеместный нравственный упадок. В эпоху социальных потрясений и набегов варваров управлять государством оказалось некому, поэтому всю власть взяли в свои руки епископы. А с развитием феодализма в 10 веке они получили и земли, так как были важными союзниками для феодалов, но при этом не могли стать претендентами на престол или наследство, как это мог светский вассал высокого рода. Среди черт нравственного упадка можно отметить: - симонию – продажу церковных санов- сожительство с наложницами и нарушение целибата, т.е. браки духовенства- рукоположение в епископы абсолютно светских лиц, на папский престол регулярно возводились просто родственники знати, иногда даже дети (Иоанн 12 в 962 году).

В условиях полнейшего церковного упадка, на рубеже X и XI веков в Западной Церкви началось реформаторское движение за ее оздоровление. Центром такой борьбы стал монастырь Клюни во французской Бургундии. Задачи: Клюнийская реформа должна была укрепить церковную организацию, привести в порядок ее материальную базу, строго регламентировать отношения Церкви со светской властью.. Надежды клюнийцев в значительной степени были окрашены в мистические тона: к 1000 году ожидалось наступление конца света. В народе возрастало ожидание второго пришествия Христа и установления Его тысячелетнего Царства. Усилились аскетические настроения, тяга к чистой жизни, искуплению грехов. Клюнийское движение движение за реформу монашеской жизни в Западной церкви в X—XI веке, центром которого было Клюнийское аббатство. Возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церковную жизнь. Главное требование Клюнийского движения к жизни монахов — строгое соблюдение устава Бенедикта Нурсийского; особое внимание уделялось длительному и торжественному совершению литургии, строгому соблюдению распорядка молитв. Лидеры Клюнийского движения осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, на практике добивались освобождения монастырей от власти светских сеньоров и епископов. Помимо укрепления правового и хозяйственного статуса Церкви, клюнийцы требовали коренного изменения ее внутренней, духовной жизни. Реформу начал второй аббат Клюни — св. Одон Клюнийский.В ходе Клюнийского движения сложилась клюнийская конгрегация монастырей. Она была строго централизованной и возглавлялась аббатом Клюни, который напрямую подчинялся папе и не зависел от местных церковных властей. Монастыри, принявшие реформу, выводились из-под власти местного епископата и подчинялись Клюнийскому аббатству. Аббат Клюни считался аббатом всех монастырей конгрегации, а для управления повседневными делами аббат Клюни сам назначал настоятелей в монастыри, получавших при этом звание приора. Если в начале XI века насчитывалось около тридцати клюнийских монастырей, то в первой половине XII в. — уже более тысячи. Строго централизованная, с фактически монархическим управлением клюнийская конгрегация, независимая от светских и местных духовных властей, была мощным орудием в руках папства как в укреплении его власти в церкви, так и в борьбе за независимость от светской власти+ Среди клюнийцев возродилась идея о построении Града Божьего. Человечество, полагала Церковь, должно жить единым союзом под знаменем Боговластия. Однако под Градом Божиим понималась Церковь, церковная организация, - отсюда вытекала необходимость достижения политической свободы и независимости Церкви. Это проявилось в споре об инвеституре, т.е. процедуре назначения епископов. Традиционно епископов назначал государь. Реформаторы же утверждали, что епископ должен избираться духовенством епархии и утверждаться папой. В этом случае исключалась вероятность подкупа духовного лица светской властью.. Суть реформы: Основные требования клюнийцев:реформирование монастырей,введение в них сурового устава, основанного на принципах строгого аскетизма и послушания,жёсткий контроль за соблюдением целибата,запрещение симонии,провозглашение полной независимости реформированных монастырей от какой-либо светской власти и от епископов, непосредственное подчинение их папе.Результаты реформы: Результатом реформы стало образование могущественной конгрегации из сотен монастырей на территории Западной Европы под главенством Клюни, укрепление папской власти и католической церкви. Клюнийская реформа стала фундаментом для Григорианской реформы(Основными проблемами при проведении «григорианских реформ», вокруг которых велась борьба, являлись такие вопросы, как симония, целибат и борьба за инвеституру, так как назначение епископов в то время находилось в руках у мирских властей. После того, как в начале XII века борьба за инвеституру окончилась победой церкви и усилением позиций папства, реформистское движение стало постепенно терять свою динамичность.). Завершение реформы: Латеранский собор созван папой Николаем 2 в 1059 году, в частности, по поводу его избрания (в избрании участвовала светская знать и в данном случае графы Тускуланские были против Николая). Папа предложил новый порядок, при котором в избрании участвовала только коллегия кардиналов (а, чтобы ускорить избрание, было решено запирать их в капелле и запрещать им выйти, пока не решат), римскому народу и духовенству можно было высказывать свое согласие, а император Римской империи мог утверждать кандидатуру. Таким образом, папская власть обособлялась и от местной знати, и даже от императора. Папа Александр II был избран в 1061 г. в обход кандидата, указанного императором

(

11вопрос. Соперничество. Догматические различия: 1. Филиокве (Filioque – «и Сына» - во фразе «Веруем…во Святого Духа, от Отца и Сына исходящего»). Считается, что филиокве было прибавлено еще в Символе веры св. Афанасия, но реально, видимо, создано позже Августином Блаженным (см. билет о Никое-Цареградском Символе веры) 2. Догмат о непогрешимости Папы (принят на Первом Ватиканском соборе в конце 19 века, но де факто признавался фактически с 5 века), согласно которому слова Папы не подлежат опровержению и сомнению, когда Папа говорит с кафедры, то есть выступает как глава Церкви. 3. Внебрачность духовенства в Римской Церкви, тогда как в Православной Церкви священниками становятся либо женатые, либо постриженные в монахи 4. Некоторые другие расхождения, например, бритье римскими священниками бород или использование пресного хлеба (опресноков) в качестве евхаристического Примат папы – главенство папы над всеми со 2 вселенского собора. Примат Папы - 28 пункт 2 Вселенского Собора, по которому Римская Церковь признавалась первой (В документе написано, что Константинопольская патриархия "ниже по нем", т. е. после Рима). Примат де факто никакой роли не играл, что не нравилось Папам, а после вылилось в конфликт с патриархом Фотием в 861-886 годах

Вывод: Догматическое расхождение проявилось достаточно поздно и не является главной причиной раскола, так как все эти догматы, за исключением непогрешимости Папы, спорны. Филиокве, вероятно, признавалось многими учителями Церкви, авторитет которых одинаково высок у католической и у православной Церквей. Догмат о непогрешимости Папы, несмотря на то, что появился только в конце 19 века, стал серьезным препятствием для общения Церквей, тем более, что высочайший авторитет Папы был утвержден задолго до Первого Ватиканского собора. По сути, можно сказать, что Церкви разделены окончательно догматом о папской непогрешимости. Исторические предпосылки разделения: 1. Рим был изначально центром ойкумены, к нему бывшие варварские народы окраин питали особое уважение, и сами римляне по своей культуре рассматривали себя как носителей цивилизации, ранее эллинистической, теперь христианской, а значит, авторитет Рима выше, чем любого другого центра. Достаточно сказать, что полка Аттилы отступили от Рима по просьбе Папы Льва 1. 2. При всем этом высок был авторитет и власть и у Константинопольской кафедры, так как Константинополь – на тот момент столица ойкумены, резиденция христианского императора. Начало разногласий прежде всего на Востоке, а затем в отношениях между Востоком и Западом, было положено учреждением Константинопольской архиепископии, а потом и возвышением её, как столичной. Вплоть до Константинопольского Собора 381 г., II-го Вселенского, первой кафедрой на Востоке считалась Александрийская. Названный Собор своим третьим каноном, как известно, сразу возвысил Константинопольского архиепископа, продвинув его среди восточных на первое место, как «епископа нового Рима», т. е. как столичного. Начавшая борьба Александрии и Константинополя была полностью выиграна вторым на 4 Вселенском соборе (см. билет о Халхидонском соборе), Константинополь объявлен вторым после Рима, а к концу 9 века он полностью подчинит все восточные кафедры. После Халхидона начинается серьезное соперничество с Римом, так как ранее Александрия явно признавала верховенство Рима (Дионисий Римский пишет послания Дионисию Александрийскому, наставляя того в истинной вере). Начинаются вмешательства восточного патриарха в дела римского. Например, патриарх Несторий во второй половине 5 века вмешивается в качестве судьи в дела Римской кафедры относительно еретиков пелагиан. 3. Рим рано был отделен от всей Церкви территориально и оказался в кольце варваров, среди которых, естественно, занял главенствующее место. К тому же за этим разделением последовало разделение культур и языков, в 6 веке все реже и реже можно было встретить римлянина, знавшего греческий. 4. Папа Лев 3 в 800 году короновал франкского государя Карла 1,что позволило Западу окончательно обособиться от императорского Константинополя. Образовались не только два центра, претендующие на апостольское преемство, но и два государя, претендующие на преемство императорского Рима. Экклизиологические (то есть внутрицерковные) предпосылки: 1. Именно в Риме были казены наиболее авторитетные из апостолов Петр (Первоверховный апостол) и Павел. Как апостол Петр считался первым среди апостолов, так и кафедра Рима считалась первой среди равных кафедр (Константинополь вообще был возвышен сначала только императором, поэтому появилась легенда о том, что в Константинополе проповедовал апостол Андрей Первозванный, но реально это отвергается историками Церкви) Римский епископ считал себя призванным заботиться «о мире всего мира и благосостоянии св. Божиих Церквей». Еще в конце 1-го века, в лице Климента, римская община желает подавить иерархические волнения и нестроения в Коринфской Церкви и водворить в ней мир. Тоже делает позже и другой римский епископ Сотир, увещевая к согласной жизни чуждую ему общину. Папа Виктор I добивается у императора Коммода освобождения христиан, работавших в качестве рабов, в мучительных условиях, в рудниках Сардинии. Этот же папа заботится об единстве христианских обычаев во всем христианском мире, по поводу праздника Пасхи. Папа Стефан стремится выработать правильный взгляд на крещение еретиков опять во всей Христианской Церкви. По всей этой деятельности Пап видно, что уже в раннем времени они претендуют на вселенский авторитет .2. Римская Церковь оказалась намного более устойчива к ересям, чем восточная, так как на Востоке власть императора была несравненно сильнее, и часто именно он был носителем и утвердителем еретического учения. Так, именно в Рим обращались все осужденные за помощью (и гностики, и противники Ария в момент его власти, и Феодорит Кирский), именно Папы (Папа Лев) заочно председательствуют на важнейшем из Вселенских соборов – Халхидонском. Рим становится и опорой сопротивления иконоборцам. 3. Римская Церковь и Византийская сформировали своеобразные христианские культуры, первая с упором на миссию и социальную деятельность, вторая – на аскетизм и иногда мистицизм. 4. Запад не без оснований обвинял Восток в том, что император стоит во главе Церкви, а Восток также небезосновательно Запад в том, что Папа во главе светской власти. В Риме встала со временем проблема властного папства, а в Византии – проблема чрезмерного вмешательства императора в дела Церкви. Вывод: Первый серьезный конфликт у архиепископа Константинопольского с папою произошел в последней четверти V-го века, по поводу издания императором Зеноном Энотикона в 482 г., автором которого называли Константинопольского епископа Акакия. Тогда возник первый раскол между Римской и Константинопольской Церковью, продолжавшийся 35 лет (482-519 г.). Натянутые отношения между Римом и Константинополем были при Юстиниане и папе Вигилии, и в конце VI-го века по поводу наименования Константинопольского патриарха Иоанна II «вселенским патриархом», и во время монофелитских споров и иконоборческих смут.Император Никифор (802-811 г.) запретил Византийской Церкви сноситься с Римскою.

Конфликт 1. Был смещен патриарх Игнатий – благочестивый, не захотевший постричь в монахи мать Михаила III, вместо него более сговорчивый патриарх Фотий. Жизнь при дворе приняла кощунственный характер, сторонников Игнатия преследуют. Папа отправил легатов изучить дело Фотия. Но их подкупили. Папа низложил в 863 году Фотия и объявил законность Игнатия. В это же время конфликт за новоокрещенную Болгарию. Фотий против. В 867 году новый император – Василий Македонянин, он ставит Игнатия, в Риме умирает Николай III, в 869 году собор по делу восстановления Игнатия. Василий желал примириться с папой. Фотий завоевал расположение царя. В 877 году он вновь стал патриархом. На новом соборе 879 года он был оправдан, папа Иоанн VIII предал анафеме Фотия. Новый император Лев VI, опасаясь силы Фотия, лишил его кафедры в 886 году.!Этот конфликт - между личностями, не между Церквами. Папство в конце 9 – 10 вв. – игрушка в руках немецкой аристократии.

Конфликт 2 В конце IХ – начале Х вв. папство сильно ослабело, однако к середине XI в. после прихода Льва IX (1049-1054) начинается его реальное возрождение. Лев IX был убежден в необходимости радикального обновления папства и в высокой важности его в целом христианском мире. Новый папа встретил себе сильного оппонента в лице константинопольского патриарха Михаила Керуллария. На первом этапе спор Рима и Константинополя имел чисто религиозную, догматическую окраску. Рим начал вести активную латинскую пропаганду на территориях, которые традиционно находились под влиянием Византии. В то время как византийские императоры стремились проводить миролюбивую политику по отношению к Западу, патриарх Михаил придерживался жесткой позиции, и потому в ответ на пропаганду он закрыл в Константинополе латинские церкви и монастыри. В ходе дальнейшей переписки между Римом и Константинополем папа требует от патриарха подчинения и почитания, а Михаил Керулларий главным условием примирения и единения с папою выставляет уравнение в правах Константинопольской Церкви в отношении ее ко всему Востоку с правами Римской в её отношении к Западу.

В Константинополь прибыли папские легаты, но 19 апреля 1054 г. папа Лев IX скончался, что поставило законность миссии под вопрос. 16 июля 1054 г. легаты, не имея более средств давления, предали Константинопольского патриарха анафеме. По-видимому, такой резкой мерой они хотели произвести волнения в народе против патриарха, как виновника разделения с Римом, а потом – добиться и низложения Михаила Керуллария. Однако они ошиблись: волнения в народе поднялись не против патриарха, а против легатов. юля Михаил созывает Собор Соборное решение было доведено до сведения Восточных патриархов, которые его поддержали. из членов всех партий греческой Церкви и в свою очередь отлучает от Церкви легатов. Эти взаимные анафемы стали важным историческим событием: Восточная и Западная Церкви разделились, хотя о значении 1054 г. заговорили только спустя несколько десятилетий, а настоящее неприятие католиков и православных началось только после 1204 г.Последствия: Догматические (в основном на Тридентском и 1 Ватиканском соборе были закреплены новые канонические нормы, которые не признает Православная Церковь) Догмат о непорочном зачатии Богородицы (принят на Первом Ватиканском соборе)Догмат о телесном вознесении Богородицы, как и Христа (принят тогда же, православие признает телесное вознесение Девы Марии, но догмата такого в восточной Церкви нет).Пресуществление хлеба – сомнительное положение Тридентского собора, берущее корни из крайнего мистицизма, в то, что при благословлении во время евхаристии хлеба и вина они действительно становятся телом и кровью Христа, тогда как православные (и на самом деле большинство католиков) воспринимают хлеб и кровь как воспоминание о жертве Христа, Католики не признают православных святых, а православные, общие святые в основном только эпохи Вселенской Церкви.Есть множество небольших расхождений, например, православные с сомнением смотрят на появление стигматов (появление на руках святых ран Христа), имеют другую практику поста и др. Исторические Одним из важнейших последствий раскола стало воцарение на Востоке арабов и падение Константинополя, в котором Рим даже принял участие, когда крестоносцы разграбили Константинополь в 1204 и создали Латинскую империю. В каком-то смысле схизма может датироваться именно 1204 годом. Запад стал для Константинополя, а Восток для Рима отдельным объектом внешней политики, а позже экспансии, так как часто раскольников ненавидели больше, чем еретиков, хотя догматические различия несущественны и большинство. Вообще большинство столкновений Средневековья произошло между Католической и Православной Церкви. Тяжелая борьба шла за христианизацию славянских народов, например, русские и сербы приняли православие, а поляки, румыны и чехи католицизм. Сформировались две различные культуры, различное понимание роли Церкви. Там, католики принимали деятельное участие в событиях, католические рыцарско-монашеские ордена можно сказать сделали историю Средних веков, а православные провозгласили идеал в удалении от мира, смирении, аскетике и достигли в этом определенных успехов. Унии (Лионская, Флорентийская, Брестская уния в Речи Посполитой) как попытка компромисса (как правило, это признание главенства папы при оставлении всех догматов, что говорит о том, что именно идея непогрешимости папы остается самой тяжелой причиной раскола) и образование униатских Церквей.Раскол обозначил окончательно формирование теократии на Западе (даже образовался Ватикан – отдельное государство папы), а на Востоке особых отношений Церкви и государства, при которых Церковь фактически влилась в Империю. Организационные На западе продолжала формироваться Церковь с одним главой, тогда как на востоке она сохранила соборный характер (5 вселенских патриархов Восточной Церкви), однако такая форма принятия решений, как Собор, сохранилась и на Западе. Богослужение в Православной Церкви велось на национальных языках, а в Католической – на латинском и только после Контрреформации на национальных

Доп. Материал к 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: