Б. 15. В. 2. Правило иноческого псалмопения и отношение древних подвижников к мелодическому пению

Песненная вечерня с ее насыщенностью мелодическим пением, антифонным исполнением псалмов, торжественным входом священнослужителей составляла принадлежность соборно-приходского богослужения. Наряду с этим в Восточной церкви довольно рано возник иной вид богослужения, в частности, вечернего, известный под названием правила псалмопения. Он создавался в IV и V столетиях в монастырях Египта и Палестины. В основе образования чинопоследований этого вида богослужения, как и в песненных последованиях, лежало ис­пользование псалтири, как основного богослужебного источника. Вместе с тем создателям этого богослужения не чужды были освященные временем гимны и молитвы, сложенные на основе текстов Свящ. Писания. Но сама жизнь древних иноков, их быт делали невозможным не только выполнение песненных последований, но и соблюдение обряда возжигания вечернего светильника. Более чем вероятно, что они не совершали этого обряда, т.к. весьма сомнительно наличие у них нужных для этого предметов: елея или воска и огнива. Равным образом они не могли, в силу своего одинокого пребывания в келлии, ни осуществить антифонное пение, ни совершить обряд входа или исхождения. Наконец, они не могли читать иерейских молитв по той простой причине, что они не имели иерейского сана.

Мнение иноков о том, что ни монах, ни кто другой, не имеющий хиротонии, не должен присваивать себе богослужебных функций иерея и вообще хиротонисованных клириков, прекрасно выражено в беседе аввы Нила Синайского с Иоанном Мосхом и Софронием (впоследствии патриархом Иерусалимским) по поводу богослужения, к-рое только что совершил авва.

Вот этот разговор, вскрывающий всю разницу соборноприходского и иноческого богослужения, в дословном его изложении, как передает его Иоанн Мосх. Не узнавая в бдении аввы Нила обычного богослужения, к-рое было известно всей Церкви, Иоанн и Софроний спросили его: „Почто, авва, не храните чин соборныя и апостольския Церк­ви?“ Авва на это ответил: „Не храняй чин соборныя и апостольския Церкви да будет анафема в нынешнем веце и в будущем“. Собеседники от­ветили авве, что он сам таков — „како ты сам“ и стали указывать ему его нарушения: „С нощи на вечерни святыя недели ни на Господи воззвах тропаря нет, ни на Свете тихий, ни на Сподоби Господи, ниже на каноне Бог Господь, ни на стихологопсаломстей седальни воскресни, ни на песни святых триех отрок тропаря, но ниже на евангелии всяко дыхание. Ни на славословии воскресение Спасово, еже хвалим“. Тогда старец, обратясь к Иоанну, сказал, что иноки ничего этого не совершают не потому, что они хотят нарушить отеческие уставы, а потому, что Церковью установлено все это совершать особым, на то посвященным лицам. „Иноци сие не глаголют, яко да не притворяют себе священничество. И яко да не уставы отеческия разоряюще, горе наследуем. Разоряя убо уставы отеческия и корчемствуя, развращая любо благочестивыя и божественная правила, горе наследует. Сия бо яже рекл еси, певец и чтец суть и иподиакон и презвитер и иже рукоположения имущих, а иже рукоположения не имущим, на сия дерзати не подобает. Сего ради бо и церковный чин поставляет четца и певца, поддиаконы и презвитери. Певца убо за еже пети и начинати с пением и гласом и песнию и преднаставляти люди в Святый Боже и пред­лежащая и предпевания и олтарная и во происхождение тайнам Иже хе­рувим, и причастная. Четца же на приточныя, и пророческия и апостольския книги и поддиакони же и диаконы за еже служити жертвеннику, презвитеры же за еже священнодействовати и свершати и крещати“. Сказав это, старец спросил своих собеседников: „В божественных службах и в ве­черных молбах и нощных бдениих и утрних служениих, кто суть иже аллилуиа и предпевания и прокимены и седалны и чтения и антифоны предвоспевающей и предначинающей?“ Те ответили старцу: „Певцы и четцы и иподдиаконы“. Авва подтвердил их слова: „Право реклы есте“, и задал им второй вопрос: „В нарочитыя же праздники и в святыя неделя кто суть иже Бог Господь и в началех канону и в междопеснех пения триех отрок и всяко дыхание и во славословии воскресения Спасова еже хвалим и на концы канону начинающей?“ На это Иоанн и Софроний ответили: „Сия и сицевая презвитерская суть. В церковнем бо предании сице прияхом, яко да от иерей предвозглашаются“. Авва на это заметил им: „Да како иноки укаряете, иже своя мери видящих и устав сборныя церкви хранящих и утверженныя правила, и воображеныя уставы не предваряющих (т. е. не нарушающих устава. — Н. У.), но и со мнозем опаством хранящих“? Продолжая развивать свою мысль, старец говорил: „иже рукоположения не имящей и от иерей не повелеваеми и в церкви или в келий в певческая влагающеся. Всем благомысленным ведомо есть, яко да сами себе поста­вляют. Рукоположение бо не приемшей иерейския чины и возглашения предвосхищающей, ни мир, ни благочиние, ни единомыслие, но мятеж и безчиние приносят“. Собеседники спросили авву, что, быть может, без иерея вообще нельзя совершать богослужение? („Что убо кроме иерея несть ли мощно кому пети и молитися и чести“). Авва им на это сказал, что он не отрицает такого богослужения — „не се согласую еже престати, не прочитати“, но что он просит не присваивать принадлежащего иерейскому сану, тем более в храме, — „молю не восхищати саны, ни посвоевати причитания, и паче же в церкви“. Такова была причина, побуждавшая не­которых иноков даже в VII веке оставаться верными древнему правилу псалмопения.

К этому нужно еще добавить, что некоторые аввы относились отрица­тельно к принятию иноками иерейского сана, так что и по переходе мо­нашества от скитского образа жизни к общежительному, многие монастыри продолжали оставаться без иереев. „Монахам, — говорил преп. Пахомий Великий, — полезно не искать чести и начальства, особенно же живущим в киновиях, чтобы из этого не зародились среди единодушных братии за­висть и ревность и не расстроили общего согласия. Ибо как малая искра огня, падшая на гумно, если вскоре не будет погашена, в один час истре­бляет труды целого лета, так помысл любовластия и желание священни­ческого сана, впадши в среду иноков, если вскоре не будут изъяты, все многолетние труды их и все духовные плоды обратят перед Богом в ничто“. Так же смотрел на это один из величайших отцов Палестины преп. Савва Освященный. По словам его биографа — Кирилла Скифопольского — преп. Савва не хотел принять рукоположения в пресвитера, или вообще быть посвященным в служителя церкви. Он говорил, что желание быть причисленным к клиру есть начало и корень честолюбивых мыслей. И не только сам не искал рукоположения, но и никому другому из своих монахов не позволял этого.

Преп. Пахомий Великий, когда наступал какой-либо праздник, пригла­шал священника из ближайших селений, который приходил в монастырь, совершал евхаристию и причащал братию Св. Тайнами. Так же поступал преп. Савва, поручавший совершение богослужения случайно приходив­шим в лавру священникам.

Из опасения возникновения у иноков гордости на почве обладания искусством пения, некоторые подвижники относились отрицательно к самому мелодическому пению. „Чадо, поучал авва Силуан своего ученика, еже глаголати псалмы со гласом, первая гордыня есть и возношение, рекше аз пою, брат же не поет“. Они считали, что увлечение искусством пения может отвлечь инока от духовного бодрствования и лишить его через это той кротости, которая лежит в основе самого подвига иночества. „Пение бо ожесточевает сердце и окаменевает и не оставляет душу умилитися. Аще убо хощеши во умиление прийти, остави пение“, говорил тот же авва Силуан. Он видел в увлечении пением для монаха причину трудности духовного преуспеяния. Когда ученик сказал авве: „Аз отче отнележе бых мних, чин правила своего и часов по осмогласнику пою“, преподобный ему отвечал: „Сего ради умиление и плач бегает от тебе“. Душевную чистоту и пламенную веру в Бога они предпочитали обладанию знанием. „Смотри, великие отцы, увещевал авва своего ученика, како невежди суще, и разве мало псалом, ни гласы тропаря ведеху и равно светилам в мiре просияша. И свидетельствует ми слову отец Павел препростый, и отец Антоние, и отец Памво, и отец Аполос и прочий, иже мертвыя воскресиша и бесы изгнаша не пенми и тропари и гласы, но молитвой и постом, не бо добрословие уст есть спасающи человека, но страх Божий и соблюдение заповедей Его. Пение бо многи в преисподняя сведе, не токмо мiрския, но и священники, в блуди и во страсти тех вринув“.

Ко всему этому у некоторых подвижников добавлялся страх за чистоту вероучения в песнопениях, свободно сочиняемых гимнографами. Зная коварство еретиков, распространявших свое лжеучение посредством сти­хов, написанных в духе народной песни, они осторожно и даже с неко­торой подозрительностью относились к гимнам, которые часто представляли свободный перифраз Священного Писания, подчиненный закономерности стихосложения античной языческой поэзии. Они опасались, что угода античным формам поэзии в таких гимнах может послужить, хотя бы и без злого умысла, в ущерб смыслу текста Священного Писания.

Наконец, многих из них смущали самые приемы пения и поведения певцов, позволявших себе излишнее форсирование звука, и мешающие молитвенной сосредоточенности движения рук и всего тела. Эти опасения прекрасно освещены в описании одной беседы аввы Памвы с его учени­ком. Авва послал своего ученика в Александрию продать для нужд мо­настыря рукоделие его иноков. Монах, находясь несколько дней в Алек­сандрии и ночуя в притворе храма св. ап. Марка, наблюдал тамошний чин богослужения и научился петь тропари. Возвратясь в скит, он стал ску­чать об этом богослужении. Старец заметил угнетенное состояние духа своего ученика и просил его поведать ему причину этого. Монах на это сказал старцу: „Истинно, отче, в небрежении иждиваем дни жизни нашея в пустыни сей, ниже канонов, ниже тропарей учимся. Шед бо в Алексан­дрию, видех чины церковные, како поют, и в печали бех мнозе. Почто и мы не поем каноны и тропари?“ Услышав это, старец отвечал: „Горе нам, чадо, яко приспеша дние, яко да оставят иноцы твердую пищу иже Святым Ду­хом реченную, и последуют песнем и гласом. Кое убо умиление и слезы раждаются от тропарей? Кое умиление бывает иноку, егда стоит в келий или церкви, да возвысит глас свой, яко же волове? Аще бо пред Богом предстоим, во мнозе умилении должны есмы стояти, а не во глумлении. Ибо не изыдоша иноцы из мiра, яко предстоять Богови и глумятся, и поют песни и управляют гласы, и потрясают руки и преходят ногами. Но должны есмы в страсе мнозе и трепете со слезами же и воздыхании со благоговением и умилением и кротцем и смиренным гласом молитвы Богови приносити. Се бо глаголю ти, чадо, яко приидут дние, егда растлят христиане книги святых евангелий, и святых апостол, и блаженных пророк, отрывающа Святая Писания и пишуща тропаря и еллинская словеса“.

Так смотрели некоторые иноки на церковное пение и в V веке. Некто, монах Павел, по разрушении персами Каппадокии, долго странствовал и, наконец, дойдя до одного из Нитрийских монастырей, поселился в нем, в келье старца. Но скоро он пришел к игумену с просьбой дать ему от­дельную келью. Свою просьбу монах мотивировал тем, что якобы старец не держится никакого устава ни в части богослужения, ни в отношении праздников и постов. Свою жалобу монах закончил словами: „Но что хуже всего, это то, что он не позволяет петь канонов и тропарей, что составляет, обычное псалмопение у всех“. Игумен, уговаривая инока вернуться в келью старца, сказал ему: „Что касается пения тропарей и канонов и употребле­ния мелодических гласов, то это прилично мiрским священникам и людям мiрским, чтобы привлекать народ в храмы. Монахам же, которые живут вдали от мiрского шума, подобные вещи не полезны, но часто бывают вредны, ибо, как рыбак ловит рыбу удочкой на червя, так дьявол приман­кой тропарей и пения ввергает в ров тщеславия, человеческих выдумок, жажды наслаждений, наконец, блуда. Поистине подальше пусть будет от монаха, желающего спастись, всякое мелодическое пение“.

Эти слова Нитрийского игумена красочно показывают причину отри­цательного отношения части монашества IV—V века к вопросу церковного пения и гимнографии, которому соборно-приходское богослужение уде­ляло в то время весьма важное значение. Высказываясь об этом виде хри­стианского искусства и даже с некоторой резкостью в выражениях, мона­шествующие не отрицали возможности его существования в церкви вообще. Напротив, они допускали это существование, но только в приходских „мiрских“ храмах и придавали ему здесь значение как средству привле­чения в храм молящихся. „Часове и песни церковные, по словам аввы Варсануфия, соуть предания и добре умышлена быша сглашения ради всех людей“. „Сего бо ради и собираются людие в церквах“, говорил авва Силуан.. Для монахов же они считали возможным лишь несложное речи­тативное пение и песнопения, представляющие собой тексты Священного Писания. „Помысли, чадо, говорил тот же авва Силуан, колико чинов есть на небеси, и несть писано о них, яко со осмогласником поют; но чин един непрестанно аллилуиа поет. Другий чин свят, свят, свят Господь Саваоф, другий чин — благословенна слава Господня от места и дома Его“.

Режим жизни, время и содержание молитвы монаха красочно описаны аввой Варсануфием: „Скитяне же, говорит он, ни часов имут, ни песней глаголют, но наедине рукоделие и поучение и помале молитву. Стоя же на молитве должен еси молити избавитися и свободитися от ветхого человека. Глаголати же и Отче наш, или и обоя, и сести на рукоделие. Аще ли седиши на рукоделии, подобает изучати или глагол эти псалмы и на концы некоегождо псалма молитися седящу, яко Боже помилуй мя окаянного. Аще ли стужаем еси, помысли глаголати — Господи, Ты видишь скорбь мою, помози ми. Яко убо сотвориши три рядовы на мрежи, встани на молитву, и преклонь колене, такожде и стоя, твори реченную молитву“. Так, по словам аввы Варсануфия, протекал день инока в молитве и труде. О ве­чернем же келейном и ночном богослужении иноков авва говорил: „О ве­черних же пениих, дванадесять псалмов глаголют скитяне, и на конец коегождо вместо славословия аллилуиа глаголют и творят едину молитву. Такожде и в нощи дванадесять псалмов и по псалмех седают на рукоделие, и иже хощет изучает, а иже хощет помысли своя испытует, и жития святых, иногда же и прочитает пять или осм листов, и паки вземлет рукоделие“.

Основоположники иноческого правила псалмопения не записывали последнего. В этом не было для них нужды благодаря тому, что они знали наизусть если не всю псалтирь, то многие псалмы.

Из жития преп. Саввы известно, что он требовал от монахов знания правил псалмопения и даже соорудил отдельный от своей лавры монастырек, в который посылал каждого желающего принять в его лавре монашест­во, с тем, чтобы он там прежде выучил правило псалмопения. И пока ищу­щий иночества не осваивал этого правила, преподобный не причислял его к братству лавры. Преподобный же Иоанн Лествичник рассказывает об одном подвижнике, преп. Мине, что тот, лежа на земле, прочел наизусть всю псалтирь. Судя по тому, что это знание псалтири не было вменено преп. Мине в особую заслугу, надо полагать, что таким знанием тогда об­ладали многие иноки.

Самое раннее описание иноческого вечернего богослужения дает Иоанн Мосх в своем рассказе о посещении им и Софронием, впоследствии патриар­хом Иерусалимским, аввы Нила Синайского. Это очень краткое описание, но оно хорошо характеризует иноческую вечерню. „Пришедшим же нам на вечерняя, говорит Иоанн, начат старец пети Слава Отцу с прочими и рекохом Блажен муж и Господи воззвах без тропарей и по еже рещи Свете тихий и Сподоби Господи начахом глаголати и Ныне отпущаеши с про­чими“. (Здесь, видимо, имеются в виду песнопения, входящие в состав „Трисвятого“ — Святый Боже, Слава и Ныне, Пресвятая Троице, Отче наш).

Вечерня аввы Нила интересна тем, что она содержит в себе „Господи воззвах...“, т. е. псалом, если не все второе трехпсалмие песненной вечерни, составлявшее неизменную часть песненной вечерни, в ней есть древне­христианский вечерний гимн „Свете тихий“, когда-то связанный с обрядом светильничного благодарения и почему-то отсутствующий в песненной ве­черне блаж. Симеона Солунского и рукописи Иерусал. патр. библ. № 635/305, словно исчезнувший вовсе из этого чинопоследования. Исполнял авва Нил также „Сподоби Господи“ и „Ныне отпущаеши“, встречающиеся уже в Постановлениях Апостольских. Короче говоря, авва Нил имел в своей вечерне отдельные псалмы, общепринятые на этой службе в церкви, а также и вечерние гимны, сложившиеся в Древней Церкви, но, как говорит Иоанн Мосх, старец, — „ни на Господи воззвах тропаря нет, ни на Свете тихий, ни на Сподоби Господи“. В этом отношении авва Нил поступал как упомянутые выше египетские старцы: Силуан, Памво и др.

Один из ранних орологионов, в котором содержится вечернее иноческое правило, это — орологион лавры преп. Саввы Освященного, относящийся к VIII—IX столетиям (Син. библ. № 863). Состав этого правила следую­щий: 103, 12, 112 псалмы, затем 118 псалом, разделенный на три славы, и псалмы 120, 129, 140 и 116. К словам последнего „Яко утвердися милость Его на нас“ непосредственно примыкает „Свете тихий...“, стихи нынеш­него прокимна „Господь воцарися...“, которые указано петь с „Аллилуиа“, „Сподоби Господи...“, „Ныне отпущаеши...“ и „Святый Боже...“ Здесь, как и в вечерне аввы Нила Синайского, имеются псалмы общие с песненной вечерней, а именно: 129, 140 и 116. Интересно, что та группа псалмов, куда входят эти три псалма, следует после ряда других псалмов, занимая место сходное с тем, какое принадлежит 140 и 129 псалмам и на песненной вечерне. Кроме того, здесь имеются, как и в вечерне аввы Нила, древне­христианские гимны „Свете тихий“, „Сподоби Господи“ и „Ныне отпущае­ши“. Это еще раз подтверждает сказанное, что иноки в основу своего пра­вила псалмопения полагали те псалмы и песнопения, которые были из­вестны и являлись традиционными для той или иной суточной службы еще в Древней Церкви.

Обзор вечернего богослужения аввы Нила и вечернего иноческого пра­вила псалмопения по орологиону лавры преп. Саввы Освященного по ру­кописи Син. библ. № 863 показывает происхождение элементов чина пра­вославной вечерни: 103 псалма, кафизмы „Блажен муж“, „Свете тихий“, „Сподоби Господи“ и „Ныне отпущаеши“. Они вошли в этот чин из пале­стинского иноческого правила. Нет в приведенных памятниках иноческого правила псалмопения 141-го псалма. Судя потому, что состав псалмов древнеиноческих правил был вообще разнообразен, можно полагать, что этот псалом также мог быть общим для иноческого правила и песненной вечерни, и только отсутствие памятника, подобного приведенным, не позволяет это подтвердить. Что же касается ектений, светильничных молитв и обряда входа, а также главопреклонной молитвы современной вечерни, то это, конеч­но, элементы собственно песненной вечерни, уцелевшие в процессе слияния двух различных видов богослужения — соборно-приходского и монастыр­ского.

***

Изучение процесса трансформации песненной вечерни и слияния ее с правилом псалмопения во всех деталях этого вопроса представляет собой проблему, которую трудно и, быть может, даже невозможно, разрешить за отсутствием нужных для этого источников. Вопрос, усложняется еще благодаря тому, что самый процесс вытеснения песненных последований элементами иноческого богослужения протекал в разных центрах церков­ной жизни Православного Востока не одновременно. Блаж. Симеон совер­шал в Солуни песненные чинопоследования в средине XV века, в Констан­тинополе же, как уже отмечалось выше, эти чинопоследования были оста­влены в начале XIII века по причине взятия его крестоносцами (1204 г.). В Иерусалиме они, по-видимому, прекратили свое существование еще рань­ше, в связи с погромом, учиненным калифом Хакемом в 1009 г.

В силу указанных причин остается возможным установление этого процесса лишь в общих чертах, без конкретизации времени возникновения тех или иных изменений в чине вечерни.

Изменения в чине вечерни происходили в первую очередь во второй ее половине, т. е. в той части, которая совершалась после обряда входа. Это касалось малых антифонов, чтения молитв об оглашенных и верных и исхождения в скевофилакию и баптистерий.

Сами по себе малые антифоны не составляли собственно вечернего эле­мента богослужения. Вечерний вход в алтарь, как и подобные входы на других песненных чинопоследованиях суточного богослужебного круга, благодаря своей торжественности являлся кульминационным пунктом действа чина. Такое значение эти входы начали получать еще в Иерусалиме, где епископ приходил в конце богослужения, чтобы прочитать за­вершающие службы молитвы и преподать молящимся благословение. Ма­лые антифоны, следуя за вечерним входом, носили характер дополнитель­ной части к чину, органически не вытекающей из всего предшествующего им богослужебного действа. По-видимому, такое значение придавал им блаж. Симеон Солунский, выделивший описание этой части вечерни в особую главу своего повествования.

Это было древнее дополнение к чину вечерни, вызванное связью вечер­него богослужения с литургией, и значение его, т. е. этого дополнения, становится понятным в свете 56-го правила Лаодикийского собора: „Не должно пресвитерам прежде входа епископа входити и сидети в алтаре, но с епископом входити, кроме случаев, когда епископ немощен или в от­сутствии“. Согласно этому правилу доступ в алтарь никому не разре­шался до вечернего входа епископа. Это обстоятельство лишало клириков возможности приготовить в алтаре до начала литургии, которая должна была следовать сразу после вечерни, все необходимое для ее совершения. Приготовления же после вечернего входа вызывали нежелательный перерыв в самом богослужении. Введение малых антифонов имело в виду запол­нение этого перерыва. Связь малых антифонов с литургией подтверждается наличием этих же антифонов и в начале современной литургии (в Русской Церкви в господские, а в греческой и в богородичные двунадесятые празд­ники). Это практическое назначение малые антифоны сохраняли еще в V веке там, где в это время, как напр, в Египте и Фиваиде, евхаристия совер­шалась вечером. С повсеместным перенесением евхаристии на утро, малые антифоны утратили свое настоящее значение и должны были посте­пенно выйти из богослужебной практики. Так, Патмосский список устава Великой Константинопольской церкви (IX—Х в.) указывает их совершение на вечерне недели Ваий, в навечерие Рождества Христова и Бого­явления, а в великую субботу, вечерняя служба которой конструктивно весьма сходна с навечериями упомянутых праздников, отменяет их.

Такова же была судьба молитвы оглашенных, а вместе с ней и молитв верных. Это древнее установление, детально разработанное в VIII книге Постановлений Апостольских, где сами оглашенные разделяются на разряды и для каждого разряда полагается особая молитва, судя по описа­нию иерусалимского богослужения Этерией, уже в IV веке подверглось известному сокращению в виде чтения одной общей молитвы для всех оглашенных.

С исчезновением в V веке института оглашенных, они продолжали еще существовать, как существуют до настоящего времени подобные мо­литвы в чине литургии, но в евхологионах XI в. уже встречается замечание о том, что эти молитвы читаются только накануне постных дней — среды и пятницы, и лишь при условии, если в эти дни не случится память празд­нуемого святого и не совершается литургия и лития. В евхологионах последующих столетий сами эти молитвы и это замечание об ограничении и условном чтении их уже составляют крайнюю редкость.

С исчезновением института оглашенных и практики крещения взрослых, исчезли в архитектуре храмов баптистерии, а строительство небольших храмов, в которых „предложение располагалось в углу алтарной части храма, привело к утрате скевофилакии, как самостоятельного помещения. Эти обстоятельства привели, в свою очередь, к исчезновению самого исхождения в скевофилакию и баптистерий. Читавшиеся в них молитвы встре­чаются в евхологионах еще реже, чем молитвы оглашенных и верных.

Изменение церковной действительности: перенесение евхаристии с ве­чернего времени на утро, исчезновение института оглашенных, отсутствие в храмах баптистерия и скевофилакии — были одной из причин транс­формации песненной вечерни.

Другой причиной была непосильность совершения песненных после-дований вообще в храмах с незначительным составом клира при отсутствии искусных певцов. Последнее обстоятельство особенно давало себя знать при неблагоприятных внешних обстоятельствах жизни Церкви, каковыми могли быть всякого вида военные действия. По этой причине предан был забвению в XI веке устав песненных служб Иерусалимского храма Воскре­сения; по той же причине прекратились песненные последования в Констан­тинополе в самом начале XIII века. По этой же причине они были оставле­ны в Русской церкви в средине XIII в., когда Русь подверглась татарскому нашествию, и сохранялись лишь в Новгородских пределах, оказав­шихся недоступными для монгольских орд, пока падение этого города в 1478 г. не привело к забвению этого устава и здесь. Во всех этих слу­чаях соборные и приходские храмы обращались к иноческому богослуже­нию, как не требующему ни многочисленного клира, ни искусных певцов.

Путь к слиянию богослужебных порядков соборно-приходских храмов с монастырскими был намечен еще в V веке. Активное участие монахов в борьбе Церкви с ересями выдвинуло иноков кандидатами на епископские и даже патриаршие кафедры. Совершая иноческое правило псалмопения изо дня в день в течение многих лет своего пребывания в монастыре, они не оставляли его и по возведении их на епископские кафедры и, в силу своего положения, могли отдельные элементы этого правила свободно вводить в богослужение.

К этому надо добавить, что у самих монашествующих постепенно из­менился взгляд на искусство церковного пения и гимнографию. Еще преп. Иоанн Кассиан наблюдал, что некоторые египетские монахи, отправляя правило псалмопения всем братством, исполняли псалмы антифонно и на разные распевы. Преп. Савва Освященный († 529 г.) повелел, чтобы в его лавре правило псалмопения ис­полнялось братством мелодически.

От отрицания песнотворчества, как могущего „растлить“ Священное Писание, иноки перешли к сочинению стихир, тропарей, канонов, в которых стали излагать догматы Церкви. Некоторые монастыри стали своего рода школами песнотворчества. Такой была лавра преп. Саввы Освященного, где жили славные песнописцы: патр. Софроний († 644 г.), преп. Иоанн Дамаскин († ок. 780 г.), преп. Косма, еп. Майумский († ок. 787 г.), преп. Стефан Савваит († ок. 795 г.), преп. Феофан Начертанный († ок. 850 г.). Немного позднее такое же значение получил Студийский монастырь, давший славных песнописцев: преп. Феодора († 826 г.), его брата св. Иосифа, архиеп. Солунского († ок. 825 г.), преп. Николая, Климента, Киприана. Составляя стихиры, каноны и др. песнопения, иноки-песнописцы вносили их прежде всего в правило псалмопения в своих монастырях, а отсюда это украшенное песнопениями правило входило в целом ли своем составе или в отдельных частях в богослужебную практику других монастырей и даже приходских храмов, в которых исполнение песненных последований оказывалось непосильным делом.

Как происходило слияние иноческого правила с песненным последованием — можно видеть из приводимых ниже чинов вечерни. Рукопись Син. библ. № 105, XIII в., содержит следующий интересный с этой стороны чин:

„Когда диакон облачится и ударят в медное, диакон, став перед алтарем и сотворив три поклона, говорит: „Благослови Владыко“, и тотчас иерей: „Благословенно царство...“ Затем екклисиарх: „Приидите поклонимся...“ Иерей говорит молитву первого антифона — „Господи щедрый и милости­вый, долготерпеливе и многомилостиве...“ Диакон: „Миром..., О свышнем...“ и т. д. вся великая ектения. После возгласа народ: „Аминь“ и, обратясь, иерей благословляет народ и говорит: „Мир всем“. Народ: „И духови твоему“. Затем говорит иерей молитву антифона: „Господи, да не яростию Твоею...“ Диакон: „Паки и паки..., Заступи, спаси..., Пресвя­тую...“ Иерей: „Яко Твоя держава..., Мир всем“. Молитва третьего антифона: „Господи, Боже наш, помяни нас грешных“. Диакон: „Паки и паки...“ и т. д. Иерей: „Яко благ и человеколюбец Бог..., Мир всем...“ Молитва перед „Господи воззвах...“ — „Вечер и заутра и полудне...“ Диакон: „Паки и паки...“ и т. д. Иерей: „Яко подобает Тебе всякая слава..., Мир всем...“ Молитва на „Из глубины воззвах“ — „Немолчными песньми и непрестан­ными славословленьми...“ Затем исшед кадит народ и в богородичен входит с кадильницей, говорит же внутри, преклонив колена, молитву „Благосло­вен вход святых Твоих Христе со Безначальным Твоим Отцом и Животво­рящим Твоим Духом, ныне и присно...“ Когда же имеет в виду войти во врата, диакон говорит: „Премудрость, прости“. Затем народ: „Свете ти­хий...“

По исполнении сего говорит диакон (иерей): „Мир всем“, диакон: „Премудрость“. Затем прокимен. По окончании его говорятся проро­чества, если положены; если же нет, говорит диакон ектению, иерей же стоит во вратах. „Рцем вси“, народ — „Господи помилуй“. „От всея души... Господи Вседержителю..., Помилуй нас по велицей милости...“ Когда же народ говорит „Господи помилуй“, иерей молитву ектений: „Господи, Боже наш, прилежное сие моление...“ Диакон: „Еще молимся о еже милостиву благоуветливу и удобопримириму быти человеколюбивому Богу ко грехом нашим..., О рабе Божием имярек и о всем во Христе братстве нашем, здравии, спасении...“ И здесь поминай живых, их же хощешь“. „О здравии, спасении и оставлении грехов всех... О блаженней памяти преставльшихся..., О прежде почивших отцах, игуменах ибратиях..., Еще молимся о оставльшихся и во отшествии сущих, о исцелении в немощех лежащих, о покои, ослабе и блаженной памяти, оставлении грехов всех прежде почивших...“ Затем говорит иерей возглас: „Яко милостив и человеколюбец Бог еси...“ Затем: „Сподоби Господи...“ и тотчас диакон ектению: „Исполним молитву...“ Иерей говорит молитву. Молитва по „Сподоби...“ — „Боже великий и вышний, един имеяй бессмер­тие...“, „Исполним вечернюю молитву...“ и т. д. Иерей велегласно: „Яко благ и человеколюбец Бог еси и Тебе славу воссылаем..., Мир всем“. Диакон: „Главы наша...“ Иерей молитву: „Господи, Боже наш, преклонивый небеса...“ Возглас: „Буди держава царствия Твоего благословена и препрославлена Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков“. Молитва отпуста вечерни: „Преблагий Господи, Боже наш, преклонивый день к вечеру и давый нам насладитися от всех сотворенных премудростию Твоею. Сам Владыко, приими моление наше яко кадило пред Тобою и да не зайдет во гневе от грехов наших солнце правды Твоея, но восстави нас и соедини предстательством Пресвятыя Богородицы и всех святых Твоих, умири жизнь нашу, благоприятну сотвори молитву нашу и помяни всех братий наших и царствия Твоего всех нас сподоби“. По отпусте говорит диакон: „Премудрость“. Народ: „Благословен святый“. Иерей: „Сый благословен Христос Бог, всегда...“.

Чин начинается обычным для песненных последований возгласом „Бла­гословенно царство...“ И хотя далее появляется неизвестное этим после­дованиям „Приидите поклонимся...“ и антифоны первого трехпсалмия уже успели исчезнуть, вечерня в первой своей части еще сохраняет следы песненного последования. Это — гласное чтение антифонных молитв, которые отделяются одна от другой ектениями. Ектениями отделяются и антифоны второго трехпсалмия, так что молитвы „Вечер, заутра и по­лудне...“ и „Немолчными песньми и непрестанными славословленьми...“ читаются в связи с пением псалмов, к которым они относятся. Вечерний же вход отделился от псалма „Господи воззвах...“ Его совершают по ис­полнении всех псалмов с пением „Свете тихий...“ Дальнейшая часть вечерни весьма приближается к современному виду. Малые антифоны с ектениями и молитвами перед ними исчезли, и между сугубой и просительной екте­ниями появилось „Сподоби Господи...“ Молитва же отпуста „Боже великий и вышний, един имеяй бессмертие...“ с нарушением трехантифонного строя этой части вечерни потеряла свое значение молитвы отпуста. Она здесь надписывается как „Молитва по Сподоби“. Это обстоятельство в свою очередь вызвало появление в конце вечерни новой молитвы отпуста: „Преблагий Господи...“ Но песнь Симеона Богоприимца, упоминаемая Иоанном Мосхом в описании иноческого правила псалмопения, совер­шавшегося аввой Нилом Синайским, и известная орологиону лавры преп. Саввы Освященного, VIII—IX вв. (Син. библ. № 863), отсутствует.

Другая рукопись Син. библ. № 973, 1153 г., содержит чин вечерни, где процесс трансформации песненного чинопоследования достигает своего апогея.

„Последование с Богом вечерни. Диакон говорит: „Благослови Владыко“. „Благословенно царство...“ Народ говорит: „Благослови душе Моя...“ и тотчас диакон: „Миром Господу...“ Молитва вечерни — „Вечер и заутра и полудне...“ Прочие молитвы найдешь в литургии святой Четыредесятницы. „Заступи, спаси...“ и тотчас „Господи воззвах...“, стихиры, „Свете тихий...“ и тотчас диакон: „Вонмем. Мир всем. Премудрость“, и тотчас прокимен. Диакон: „Рцем вси...“ и т. д. Молитва: „Господи, Бсже наш, прилежное сие...“ Возглас: „Яко милостив и человеколюбец...“ Народ: „Сподоби Господи...“. Затем стихиры, „Ныне отпущаеши...“ Возглас: „Яко Твое есть царство...“ и тотчас тропарь дня, и тотчас диакон: „Ис­полним вечернюю...“ Иерей говорит молитву: „Боже великий и вышний, един имеяй бессмертие...“ Возглас: „Яко благ и человеколюбец Бог...“ Молитва главопреклонения: „Господи, Боже наш, приклонивый небеса...“ Возглас: „Буди держава царствия Твоего..., Премудрость“. Народ: „О имени Господни..., Благословен святый, благослови всех..., Сый благо­словен Бог наш всегда...“ Народ: „Аминь. Утверди Боже...“ и отпу­скает“.

В этом чине исчезли не только антифоны первого трехпсалмия, но и ма­лые ектении их, так что конструктивная сторона песненного последования в данном случае оказывается вовсе утраченной. Светильничные молитвы, будучи объединены, читаются вместе после 103 псалма во время великой ектений, так что за последней сразу же следует „Господи воззвах...“ Вто­рая часть вечерни после „Свете тихий...“ в целом сходна с той же частью по предыдущему памятнику, но кроме того в ней имеется „Ныне отпущае­ши...“, отсутствовавшее в предыдущем примере. От современного чина вечерни рассматриваемый по существу отличается лишь отсутствием кафизмы „Блажен муж…“.

Итак, процесс слияния песненной вечерни с иноческим вечерним прави­лом происходил под знаком постепенного исчезновения в чине вечерни псалмов-антифонов, их ектений и части молитв, а также введения в чин, вместо исчезнувших в нем элементов, новых, заимствованных как из ино­ческого правила псалмопения, так и созданных в более позднее время иноками-гимнографами.

Влияние иноческого правила псалмопения на соборно-приходское богослужение не ограничивалось конструктивным изменением чинопоследования вечерни и внесением в нее новых песнопений — псалмов и молитвословий. Оно привело к большому ограничению элементов, унаследован­ных песненной вечерней от Иерусалимского Святогробского богослуже­ния. Послевечернее исхождение или лития, согласно сообщению Этерии совершавшаяся в Иерусалиме ежедневно, а в богослужебной практике блаж. Симеона Солунского составлявшая непременную принадлежность воскресной песненной вечерни, повидимому сохранилась только в пале­стинских монастырях и, в частности, в лавре преп. Саввы Освященного. В последней она совершалась на субботнем бдении и в некоторые воскрес­ные дни после вечерни.

Чин этого исхождения сохранился в Иерусалимском уставе Син. библ. № 1096, XII—XIII вв.: „Поем стихиру святого, говорит устав, по гласу октоиха, исходим на гроб святого и становимся кругом во святой ограде, иерей же кадит гроб святого, затем игумена и всех прочих братий, начав от правой стороны и делая круг, идет в левую сторону ко гробу святого. По исполнении же стихиры святого, слава и ныне, богородичен 3 гласа и по исполнении говорит иерей: „Паки прилежно Господу помолимся“, мы же „Господи помилуй“ один раз. Иерей же: „Еще о преподобных от­цах наших игуменах (как записаны в диптихе от преподобного и богоносного отца нашего Саввы до последнего), мы же „Господи помилуй“ триж­ды; иерей: „Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Вла­дычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию и преподобного и богоносного отца нашего Савву со всеми святыми помянувше...“ Мы же: „Тебе Господи“. Иерей же сию молитву: „Спаси Боже люди Твоя и благослови достояние Твое...“ Мы: „Господи помилуй“ 50 раз. Затем иерей: „Еще молимся об оставлении грехов раба Божия... монаха и о всем во Христе братстве нашем, и о всякой душе христиан притесняемых...“. Мы: „Господи помилуй“ 50 раз. Затем поминает иерей и читает поименно живых и умерших христолюбцев, которые по уставу имеются в диптихе, и после этого возглас: „Услыши ны Боже, Спасителю наш..., Мир всем..., Главы наша...“ И нам преклоншим колена иерей молится велегласно и читает: „Владыко многомилостиве, Господи...“ (На всех молитвах поми­нается имя святого Саввы).

Что касается уставов константинопольского происхождения, то они не указывают совершать вечернюю литию и на великие праздники, и даже на храмовые.

Равным образом, обряд вечернего входа из повседневного стал при­надлежностью только праздничного богослужения, вызвав тем самым деление вечерни на два вида: великую (со входом) и вседневную (без входа).

Когда сложился новый вид вечерни — монастырско-приходский, это остается неизвестным за отсутствием, литургических памятников с этим чинопоследованием от X века и раньше его. Из беседы аввы Нила с Иоан­ном Мосхом и Софронием можно заключить, что он уже формировался в их время (VII в.). Ко времени Никона Черногорца (XI в.) он так прочно сложился и настолько стал известным во всей Восточной церкви, что Ни­кон, имея под руками различные списки существовавших в его время на Востоке, как общеизвестных, монастырских уставов: Иерусалимского, Студийского, Святогорского, мог разграничить в своем тактиконе ве­черню с входом, как праздничную, и без входа, как вседневную (по терми­нологии Никона — „вседневное кадило“). Он мог регламентировать количество и состав стихир, поемых на „Господи воззвах...“ и на стиховне, время совершения каждения и дни года, в которые полагалась на вечерне кафизма.

Однако и после Никона Черногорца монастырско-приходский чин вечерни подвергался влиянию порядков, сложившихся в богослужебной практике соборных храмов в пору существования в них песненных последований. Не малое значение в этом отношении имела также смена са­мих монастырских уставов и, в частности, начавшееся еще в XIII веке повсеместное распространение на Православном Востоке Иерусалимского устава, до этого времени имевшего значение местного палестинского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: