Билет 23. Общественно-политическая мысль в России в первой половине XIX в. Декабристы. Западники и славянофилы

В начале 19 века в русской истории возникает новое явление - революционное движение. Главное их содержание - стремление к коренному переустройству социальных и политических институтов. Это произошло в основном в результате либерального режима, установившегося в годы правления Александра I.

Движения декабристов.

Первые тайные организации:

1816-1818 – «Союз спасения» или «Общество истинных и верных сынов отечества».

1818-1821 – «Союз благоденствия».

Цель:

- введение Конституции

- гражданские свободы

- судьбы крепостных и рядовых солдат

1821-1825Северное общество. Петербург (Трубецкой, Муравьев, Оболенский). Программа: Конституция. Россия – конституционная монархия. Отмена крепостного права (крестьянину 2 десятины).

Южное общество. Украина (Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин). Программа: Русская Правда. Россия – республика. Отмена крепостного права (крестьянам 1\2 земельного фонда, 1\2 – частная собственность помещиков).

14 декабря 1825 – Восстание декабристов. Акт гражданского неповиновения. Повешены: Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский.

Общественное движение в годы правления Николая I:

- оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов.

- произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством.

- впервые консервативное направление (С. С. Уваров) получило свою идеологию.

- оформились либеральные и социалистические течения общественной мысли.

- участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.

Консерватизм.

Теоретики консерватизма: Устрялов, Погодин, Кукольник, Булгарин, Греч, Загоскин, Уваров.

Исконные основы русской жизни – православие и народность. Самодержавие – единство царя и народа. Православие – традиционная ориентация русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность – единство объединенного вокруг царя народа без его распределения на дворян, крестьян, мещан и т.д.

Революционные движения.

Герцен, Огарев, Белинский.

- утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества.

- обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе.

- выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции социальных учений.

Либерализм. Западники и славянофилы.

Западничество.

Грановский, Соловьев, Кавелин, Анненков, Боткин, Тургенев.

«Мировая цивилизация едина и вычленение из нее какой-либо страны ведет не к благу, а к загниванию».

Задача – примкнуть к Западу и образовать вместе с ним «единую общечеловеческую культурную семью».

Славянофильство.

Аксаковы, Киреевские, Самарин, Хомяков, Кошелев.

Идея самобытности каждого, в том числе и русского народа.

Общие черты:

- отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности.

- убежденность в необходимости коренных преобразований.

- надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности.

- расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер.

- уверенность в возможности мирного осуществления реформ.

- вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: