Роль уровня конкретно-научной методологии в изучении проблемы Личности

В психологической науке существует множество принципов, применяемых для изучения её предмета, объекта: принцип развития, детерминизма, единства сознания, историзма, системности. Последний развивается и выдвигается не передний план.

Уровень конкретно - научной методологии:

1. Воплощение принципа системности для изучения Личности

2. Реализация принципа системности в рамках Деятельностного подхода

Системный подход к проблеме Личности в психологии -à

Преодоление ограничений других подходов

Подходы к изучению Л в психологии:

1. Коллекционерский

2. Структурный

3. Системный

Коллекционерский подход: Личность – определённое сочетание или совокупность черт. Задача психолога:

· Выявить все возможные черты, присущие Человеку

· Катологизация всех этих черт

· Подобрать сочетание этих черт для каждого конкретного Человека

Ограничения
· Трудности описания всех черт
· Проблема катологизации (какой бы критерий не был назван, не будут учтены другие)
· Смешивание врождённого и приобретённого, их рядоположность
· Отсутствие информации о причинах изменения Личности, предпосылках и дальнейших следствиях
· Трудность работы и прогноза

Структурный подход: Личность – биосоциальное существо. Задача психолога: выделить элементы Личности, имеющие биологическую и социальную природу и их анализ.

Ограничения:

· Сложность выделения чисто биологических и чисто социальных образований

· Есть образования, имеющие биосоциальную природу, их нельзя разделить

· При формировании Личности, биологическое, выступая основой в структуре Личности, не существует в изначальной форме, а существует в превращённой, социально обусловленной.

Системный подход: Преодолевает ограничения, рассматривая Личность как систему качеств, имеющих разную природу и взаимосвязь. Ограничение: проблемы решаются легко, но новые проблемы поставить очень сложно.

Деятельностный подход: методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной Деятельности (Рубинштейн, Леонтьев, Ананьев, Выготский, Гальперин, Запорожец, Зейгарник, Лурия, Сэв, Эльконин, Валлон, Коул, Форверг, Верч); теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессе Деятельности индивидов (А.Н. Леонтьев) à категория Деятельности.

Деятельность – форма Человеческой активности, направленная на познание и преобразование окружающего мира и самого Человека; особого рода взаимодействие организма с окружающей средой, в ходе которого организм выступает как Sубъект, целенаправленно воздействующий на Ообъект и удовлетворяющий таким образом свои потребности; динамическая саморазвивающаяся иерархическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, осуществление, преобразование и воплощение опосредованных этим образом отношений Sубъекта в предметной действительности.

Основная идея: система Деятельностей, реализуемая Человеком в мире приводит к пониманию и обеспечивает формирование сложного многоуровневого системного образования – Личность à Личность вне Деятельности невозможна, она в ней зарождается, формируется, развивается и проявляется через Деятельность. В силу этого можно говорить о веренице рождения Личности в разных Деятельностях

Основные принципы Деятельностного подхода:

1. Предметности – Существует 2 типа детерминации: объектная и предметная. Объектная – различные виды физической стимуляции (форма, цвет, движение), предметная – реакция на свойства объектов действительности, опосредованных культурой à продукты Человеческой деятельности à ребёнок должен научиться правильно, по-человечески отражать действительность àпредметная Деятельность становится ведущей с 1 до 3 лет

2. Активности – Деятельность всегда активна, избирательна, целенаправленна, пристрастна. Рубинштейн: «внешние причины действуют через внутренние условия» (мотивы, установки, интересы).

3. Неадаптивной природы Деятельности – В отличие от животных, активность которых имеет приспособительный характер, Человек способен сочетать адаптивный и неадаптивный тип активности и главное условие развития Деятельности человека – преобразовательный характер его активности. Леонтьев: «внутреннее действует через внешнее и тем самым само себя изменяет»

4. Опосредования - использование внутренних и внешних средств как орудий для перехода от внешней детерминации к внутренней или самодетерминации. Целенаправленная, преднамеренная, произвольная регуляция активности. Главное орудие – речь

5. Интериоризации (экстериоризации) – освоение и усвоение общественно-исторического опыта, выработанного поколениями – важное условие развития Человека à совместная Деятельность и общение ребёнка со взрослыми à окультуривание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: