Роль уровня общенаучной методологии в изучении проблемы Личности

Каждая наука руководствуется принципами изучения явлений, феноменов, принятых на данном этапе развития системы научного знания в целом. Одним из наиболее перспективных принципов изучения сложных многогранных феноменов является принцип системности или системный подход.

Уровень общенаучной методологии à Принципы научного исследования (актуальные)

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность и единство (В.Н. Садовский)

Основные характеристики системы:

1. Целостность (несводимость системы к одному элементу и невыводимость её свойств как целого из него)

2. Структурность (элементы связаны между собой определенными отношениями)

3. Иерархичность (одни элементы находятся в подчинении у других, как правило, более сложных или более высокого порядка)

4. Множественность описания (каждый из элементов является и системой самостоятельной и элементом системы более высокого порядка; в силу сложности система не может иметь какое-то одно отображение à множество картин, могущих описать одну и ту же систему, только в совокупности этих отражений мы получаем представление о системе)

5. Взаимосвязь со средой (закрытый характер, связь не имеет ни среду, ни систему, открытый характер меняет всё)

Разновидности системного видения:

1. Моносистемное знание (системно-центричное)

Раскрытие внутренних механизмов и законов явлений

Предмет (явление) – система

Человек – замкнутая система

2. Полисистемное знание

Системность мира, действительность – многосистемная реальность

Предмет – элемент многих разнопорядковых реальностей

Человек– элемент многих систем

Включаясь в каждую систему, я от каждой что-то беру.

Системный подход – единственная возможность познания многокачественных, многомерных, целостных явлений действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: