double arrow

Периодизация муз.культуры Зап.Европы

Экзамен по истории муз.искусства

Виды муз.творчества(фольклор,церковн.музыка,композит.профессион.творчество)

Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Музыкальный фольклор -- это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши.фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Поэтому фольклористы в разных местах от разных исполнителей записывают порою очень отличающиеся друг от друга варианты одной и той же песни или былины. каждая из них-порождение всей жизни народа, его истории, его быта.

Церковная музыка—вокальная и инструментальная музыка христианской церкви (католической, протестанской и православной), сопровождающая церковное богослужение.церковная музыка носит ритуальный характер и является формой преподнесения молитвословных текстов. В разное время и в разных христианских традициях музыкальное сопровождение богослужения вышло за рамки ритуала, утратило свой вспомогательный характер, приобрело статус авторского и концертного творчества. Артефакты такого рода именуются «церковными» условно, в сущности же являются примерами духовной музыки.




Композиторское профессиональное творчество. Композиторская песня – это профессиональное вокально-инструментальное сочинение. В отличие от народной песни, композиторская доходит до нас в первозданном виде.Композиторы писали музыку на стихи профессиональных поэтов, поэтому, композиторскую песню еще называют «профессиональной песней». Композиторская песня появилась в период позднего Средневековья: в 16-17 веках, когда произошло освобождение от влияния церкви и стала развиваться светская культура.

Периодизация муз.культуры Зап.Европы.

1. Барокко-17в.-перв.пол.18в.- (от итал.–причудливый,странный)-корелли,альбинони, вивальди, бах, гендаль-нем.барокко.Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась муз. нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Большое число музыкальных терминов и концепций эры барокко используются до сих пор.



2. Классицизм(2пол.18в.-до 1830г.)- называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами.Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками. воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум.Бетховен закрывает этот период.

3. Романтизм (19в)- В музыке направление сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы старались выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.представители:Ф.Шуберт;Иоганнес Брамс,Ф.Шопен (в частности ноктюрны), Ф.Мендельсон,Р.Шуман, Луи Шпор, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.

4.Импрессионизм(фр. impressionnism— впечатление) — муз.направление,сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати,Клода Дебюсси и Мориса Равеля.создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные, бесконфликтные и строгие (чистые) по стилю. При этом сильно изменилась и трактовка музыкальных жанров. В области симфонической и фортепианной музыки создавались главным образом программные миниатюры, сюитные циклы, в которых преобладало красочно-жанровое или пейзажное начало.

5. Веризм(итал.—истинный,правдивый) —реалистическое направление в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца XIX века. - правдивое изображение повседневного быта бедноты;- внимание к переживаниям героев; В музыке получил известность в оперных произведениях. Героями своих произведений композиторы избирали сельских жителей, бедных горожан, представителей богемы и главное внимание сосредоточивали на житейских драмах, основанных на любовных коллизиях. Характерным отражением в музыке являются оперы Масканьи, Пуччини и Леонкавалло.

3. Музыка Барокко (XVII-сер.XVIIIв.).Инструментальные жанры светской музыки. Творчество И.С.Баха,Г.Генделя,А.Вивальди.

Барочная музыка появилась в конце Возрождения.Слово «барокко» предположительно происходит от португ.—жемчужина или морская раковина причудливой формы. изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени. Муз.орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Большое число музыкальных терминов и концепций эры барокко используются до сих пор. Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм-Алессандро Скарлатти (1660—1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы.форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах. Развились токкаты и фуги.Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры, с их контрастными быстрыми и медленными частями. Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала-сочинения И. С. Баха: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги». Основным музыкальным инструментом барокко стал орган, клавесин, щипковые и смычковые струнные (виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас), а также деревянные духовые инструменты: различные флейты, кларнет, гобой, фагот.

Родился Бах 21 марта1685г.,в семье бедного городского музыканта. учился в вокальной школе Св. Михаила. Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине, помогли ему поступить в хор “избранных певчих”, где он получал небольшое жалованье.после окончания учёбы, получил должность придворного музыканта.проработал недолго. принял приглашение на должность органиста Новой церкви. переезжает в Мюльхаузен и поступает на такую же должность церковного музыканта. женился на своей кузине. Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве.После получая место придворного органиста и устроителя концертов.Здесь впервые представилась возможность многогранный талант. В 1722г.завершил работу над первым томом прелюдий и фуг *Хорошо темперированного клавира*. До того, в 1720 году появилось другое, не менее выдающееся сочинение для того же инструмента - *Хроматическая фантазия и фуга* ре минор.Появляются и лучшие сочинения для других инструментов: шесть сонат для скрипки соло, шесть знаменитых Бранденбургских концертов для инструментального ансамбля. В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви Св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня получил должность кантора хора Святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви.сочинил до 5 годовых циклов кантат. В марте 1729 года стал руководителем Музыкальной коллегии светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 г.выступает в качестве дирижёра и исполнителя в публичных концертах, которые устраивались в различных общественных местах. Нужно было создавать произведения, сообразовываясь со вкусами и потребностями городской аудитории. Для выступлений Бах написал огромное количество разнообразной музыки; оркестровой, вокальной. В ней много выдумки, шутки и изобретальности.В последнее десятилетие жизни заметно падает интерес Баха к общественно – музыкальной деятельности. Со временем зрение становилось всё хуже. Тем не менее,продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю. дважды прооперировали,но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар.умер 28 июля 1750г. В течение жизни Бах написал более 1000 произведений.

Гендель.1685 – родился в г. Галле. С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе, с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы. В 1702 г. изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора. С 1703 г.работал в оперном театре в Гамбурге(скрипачом, затем клавесинистом и композитором). Сочинение первых опер – «Альмира», «Нерон». Страсти по Иоанну. В 1706–1710совершенствовалсяв Италии, где прославился как виртуозный мастер игры на клавесине и органе. Познакомился с Корелли, Вивальди, отцом и сыном Скарлатти. Широкую известность принесли постановки опер «Родриго», «Агриппина». Оратории «Триумф времени и правды», «Воскресение». В 1710–1717 придворный капельмейстер.Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил славу как одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Особенно плодотворной была работа композитора в лондонской «Королевской академии музыки», когда он сочинял по нескольку опер в год (среди них – «Юлий Цезарь», «Розелинда», «Александр» и др.) В 1730-еищет новые пути в музыкальном театре, пытается реформировать оперу- seria («Ариодант», «Альчина», «Ксеркс»), однако сам этот жанр был обречен. После перенесенной тяжелой болезни (паралич) и провала оперы «Дейдамия» отказался от сочинения и постановки опер. После 1738центральным жанром творчества стала оратория: «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», «Иисус Навин». Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у композитора резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.

Антонио Вивальди (1678–1741)—итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог. Учился у своего отца Джованни Вивальди —скрипача собора Сан-Марко в Венеции.В 1703–25 педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также директор женской консерватории «Пьета». Сочинял музыку для многочисленных светских и духовных концертов консерватории. Одновременно писал оперы для театров Венеции. Как скрипач-виртуоз концертировал в Италии и других европейских странах. Последние годы провёл в Вене. В творчестве высшего расцвета достиг concerto grosso. Опираясь на достижения А. Корелли,установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста. Он создал жанр сольного инструментального концерта, способствовал развитию виртуозной скрипичной техники. Музыкальный стиль Вивальди отличают мелодическая щедрость, динамичность и экспрессивность звучания, прозрачность оркестрового письма, классическая стройность в сочетании с эмоциональным богатством. Концерты Вивальди послужили образцами концертного жанра для многих европейских композиторов.Цикл «Времена года» —один из ранних образцов программной оркестровой музыки. Существен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие). Инструментальный концерт Вивальди явился этапом на пути формирования классической симфонии. В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди. Сочинения: Оперы (более 40), в т. ч. Нерон, ставший Цезарем (Венеция, 1715), Олимпиада (там же, 1734); оратории — Юдифь (1716) и др.; светские кантаты, серенады, Stabat Mater и др. церковные произведения; инструментальные концерты (465), в т. ч. concerti grossi (49), для одного инструмента с basso continuo (331, в т. ч. 228 для скрипки) и др.

4.Жанр оперы в Италии (XVII-нач.XVIIIв.):сюжеты,стиль, певческие голоса.

В 17 в завершается длительный процесс размежевания светской и церковной профессиональной музыки, благодаря чему сделалось возможным рождения оперы. Опера-объединяет театр, поэзию, танец, музыку. в переводе с итальянского означает «труд», «сочинение». Первые оперы в Италии, во Флоренции. Первоначально муз.спектакль называли - «драма на музыке» или «музыкальная драма».Первые оперы появились на рубеже XVI - XVII столетий. Их авторы Джованни Бардии Якопо Корси.Для первых флорентийских опер было характерно: господство речитатива, отсутствие арий и ансамблей, статичность действия, первые классические произведения. Их автором стал Клаудио Монтеверди. (1567-1643) - итальянский композитор, опера превратилась в произведение музыкальное: музыка стала занимать не подчиненное, а главное место.Монтеверди создал остро напряженный, драматический речитатив - с внезапными сменами темпа и ритма, выразительными паузами. в кульминациях своих опер он включал арии, где мелодия носила уже не декламационный, а певучий характер. ярко раскрывать внутренний мир своих героев.Первые оперы Монтеверди - «Орфей» и «Ариадна» «Коронация Поппеи», в Риме, кардинал Барберинипостроил первый специально оперный театр. Католическая церковь вообще покровительствовала новому жанру, преследуя религиозно-пропагандистские цели. сюжеты римских опер - жития святых и нравоучительные повести о раскаявшихся грешниках.Среди римских композиторов выделяются Стефано ЛандииЛоретто Виттори, которому принадлежит одна из лучших опер этой школы «Галатея». Опера в Венеции. За короткое время в городе появилось несколько общедоступных городских театров. Венецианские театры были не только очагами культуры, но и коммерческими предприятиями, главная цель которых - делать сборы. В связи с этим опера стала зависеть от вкусов широкой публики. Опера должна была увлекать, не утомлять излишней серьезностью, быть жизненной и понятной простым венецианцам. С этой целью стали впервые печатать в специальных маленьких книжечках краткое содержание опер (такие книжечки назывались либретто - в переводе «книжечка»). Оперные сюжеты насытились захватывающими приключениями (внезапными нападениями, землетрясениями, дуэлями, погонями). Среди композиторов венецианской оперной школы Франческо КоваллииМарка Антонио Чести.К концу XVII века - сложилась оперная школа в Неаполе, в котором ведущей силой является не поэзия, а музыка, пение. Именно в Неаполе утвердился тот вид оперного пения, который получил название bel canto (прекрасное пение). Под ним понимается умение плавно, красиво исполнять певучую мелодию широкого дыхания (кантилену), причем сохранять эту плавность постоянно.Стиль бельканто требует от певца высшего мастерства: виртуозного владения дыханием, ровного звучания голоса во всех регистрах, блестящей техники. Пение это вызывало заслуженные восторги у слушателей. Стиль bel canto способствовал расцвету арии..В рамках неаполитанской школы, в творчестве Аллесандро Скарлатти, сложился новый оперный жанр - опера-seria(итальянское-серьезная). Типовыми особенностями этого оперного жанра были: мифологический или историко-легендарный сюжет с запутанной, нередко малоправдоподобной интригой и обязательной счастливой концовкой.с ее появления начался подлинный расцвет оперного жанра, как произведения прежде всего музыкального. В противовес опере-seria в 30-х годах следующего, XVIII века, в Неаполе возникла опера-buffa – комическая.«Служанка-госпожа» Перголези. Успех этой веселой интермедии был настолько сенсационным, что она совершенно затмила серьезную оперу, в рамках которой исполнялась, в результате ее стали давать отдельно, как самостоятельное произведение. Мастерами buffa были Галуппи,Пиччини,Паизиелло,Чимароза.






Сейчас читают про: