Характеристика творчества Л.Бетховена.Симфонич.творчество(симфония №3,5,9), сонаты для фортепиано

БЕТХОВЕН – нем. композитор, представитель в.к.ш. Создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая»-1804, 5-я-1808, 9-я-1823 симфонии; опера «Фиделио»-1814; увертюры «Кориолан»-1807, «Эгмонт»-1810; ряд инструментальных ансамблей, сонат, концертов). Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Поздние сочинения отличаются философским характером. 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром; 16 струнных квартетов и другие ансамбли; инструментальные сонаты, в т. ч. 32 для фортепиано, (среди них «Патетическая»-1798, «Лунная»-1801, «Аппассионата»-1805), 10 для скрипки с фортепиано; «Торжественная месса»(1823). Начальное муз.образование получил под руководством своего отца, певчего придворной капеллы. учился у придворного органиста К. Г. Нефе. В неполных 12 лет с успехом заменял Нефе; вышла его первая публикация (12 вариаций для клавира на марш Э. К. Дреслера). В 1787 посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство пианиста-импровизатора. В 1789 поступил на философский факультет Боннского университета, однако проучился там недолго. В 1792 окончательно переехал в Вену, где вначале совершенствовался в композиции у Й. Гайдна, затем у И. Б. Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера и А. Сальери. До 1794 пользовался финансовой поддержкой курфюрста, после чего нашел богатых покровителей среди венской аристократии. Вскоре стал одним из самых модных в Вене салонных пианистов. Публичный дебют состоялся в 1795. Тем же годом датированы его первые крупные публикации: три фортепианных трио соч. 1 и три сонаты для фортепиано соч. 2. До 1802 создал 20 фортепианных сонат, в том числе «Патетическую» (1798) и так называемую «Лунную» (№2 из двух «сонат-фантазий» соч. 27, 1801). Между 1795 и 1802 были написаны первые три фортепианных концерта, первые две симфонии (1800 и 1802), 6 струнных квартетов (соч. 18, 1800), восемь сонат для скрипки и фортепиано (в том числе «Весенняя соната» соч. 24, 1801), 2 сонаты для виолончели и фортепиано соч. 5 (1796), Септет для гобоя, валторны, фагота и струнных соч. 20 (1800), множество других камерно-ансамблевых сочинений. К этому же периоду относится единственный балет «Творения Прометея» (1801). В конце 1790-х начала развиваться глухота.В октябре 1802, находясь в деревне Гейлигенштадт под Веной, направил своим двум братьям документ крайне пессимистического содержания, известный как «Гейлигенштадтское завещание».сумел преодолеть душевный кризис и вернулся к творчеству. Новый период творческой биографии. Третья симфония – «Героическая» (1803); первоначально предполагал посвятить Наполеону Бонапарту,но узнав, что тот объявил себя императором, отказался от этого намерения. Героическим, мятежным духом проникнуты и такие произведения, как Пятая симфония (1808) с ее знаменитым «мотивом судьбы», опера «Фиделио» на сюжет о плененном борце за справедливость (1814), увертюры «Кориолан» (1807) и «Эгмонт» (1810), первая часть «Крейцеровой сонаты» для скрипки и фортепиано (1803), фортепианная соната «Аппассионата» (1805), цикл 32 вариаций до минор для фортепиано (1806). Стиль среднего периода характеризуется беспрецедентным размахом и интенсивностью мотивной работы, возросшими масштабами сонатной разработки, яркими тематическими, динамическими, темповыми, регистровыми контрастами. Таковы Симфонии № 4 (1806), 6 («Пасторальная», 1808), 7 и 8 (обе 1812), Концерты для фортепиано с оркестром №4 и 5 (1806, 1809) Концерт для скрипки с оркестром (1806), Соната соч. 53 для фортепиано («Вальдштейновская соната» или «Аврора», 1804), три струнных квартета соч. 59, посвященные графу А. Разумовскому. К середине 1800-х пользовался всеобщим почитанием как безусловно первый композитор своего времени. В 1808 последний концерт в качестве пианиста.остался в Вене. В 1813-1815 сочинял мало. испытывал упадок нравственных и творческих сил в связи с глухотой, в 1815 легла забота о племяннике (сыне покойного брата), в 1815 начался новый, поздний период творчества. За 11 лет вышли 16 произведений крупного масштаба: две сонаты для виолончели и фортепиано (соч. 102, 1815), пять сонат для фортепиано (1816-22), фортепианные Вариации на вальс Диабелли (1823), Торжественная месса (1823), Девятая симфония (1823) и 6 струнных квартетов (1825-1826). В музыке позднего сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов. В 1820-х слава вышла далеко за пределы Австрии и Германии. У Бетховена 9 симфоний(10 осталась в эскизах). Для Бетховена симфония – жанр, сугубо общественнй, исполняемый преимущественно в больших залах довольно солидным по тогдашним меркам оркестром; а во-вторых – жанр очень значительный, не позволяющий писать такие сочинения сразу сериями по 6 штук. Поэтому бетховенские симфонии гораздо крупнее даже моцартовских (кроме 1 и 8-й) и принципиально индивидуальны по концепции. Симфония № 3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая»). Изначально написана в честь Наполеона, его судьбы и героической деятельности. Но в дальнейшем Бетховен вычеркнул имя Наполеона из партитуры симфонии, не изменив при этом ни одной ноты. Написана в 1803—1804 годах в Вене, премьера состоялась в Вене 7 апреля 1805 г. Части: I часть - Allegro con brio - картина титанической, напряженной борьбы. II часть - «Похоронный марш», трагическая кульминация. III часть -своеобразный переход от трагедии к жизнерадостной атмосфере финала. IV часть - Final, апофеоз. Героическая борьба завершается победным ликованием. Симфония № 5 до минор, op. 67, написанная в 1804—1808 годах, — одно из самых знаменитых и популярных произведений классической музыки и одна из наиболее часто исполняемых симфоний. Впервые исполненная в 1808 в Вене, симфония вскоре приобрела репутацию выдающегося произведения.посвятил двум своим покровителям — князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу Разумовскому. Посвящение было напечатано в первом издании произведения в апреле 1809 года. Первое публичное исполнение Пятой симфонии 22 декабря 1808 года в венском «Театр ан дер Вин» на громадном концерте-бенефисе, целиком состоявшем из премьер произведений Бетховена под управлением самого автора. Произведение из четырёх частей:I. (сонатное allegro, до минор) II. (ля бемоль мажор) III. (до минор) IV. (финал, сонатная форма, до мажор). Симфо́ния № 9 Ре минор — последняя завершённая симфония.Будучи завершённой в 1824, она включает в себя часть («Оды к радости»), поэмы Фридриха Шиллера, текст которой исполняется солистом и хором в последней части. Это первый образец, когда крупнейший композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами. Впервые симфония была опубликована с названием, звучащем на немецком языке.Также симфонию называют «Хоральной». Данная симфония является одним из наиболее известных произведений классической музыки и считается выдающимся шедевром Бетховена, который создал его, будучи совершенно глухим. Состоит из 4-х частей. Бетховен первый пошел по пути Ф. Э. Баха, превзойдя своего предшественника широтой, разнообразием и значительностью идей, выраженных в фортепианных сонатах. тридцать две фортепианные сонаты Бетховена, созданные им на протяжении четверти столе­тия. Знаменательна своеобразная хронология бетховенских форте­пианных сонат. Двадцать третья, «Аппассионата». На протяжении десятилетнего периода (1806—1815) сочинил всего четыре сонаты для фортепиано (№ 24, 25, 26, 27). В 1822 году созданием Тридцать второй сонаты завер­шил свой долгий путь в этой области творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: