Право в Киевской Руси

Государственный строй Киевской Руси.

Киевская Русь появляется (по общераспространенной точке зрения) как раннефеодальное государство или варварское государство (так как там нет сословий, классов форм собственности и т.п.).

В возникающем государстве как раз и появляются классы, так как власть, неизбежно возникающая, заинтересована в своем сохранении, причем наследственном. Именно из-за появления власти появляется потребность во владении землей (для обретения независимости). Последняя возможность медленно но верно переползает с князей на другие, мене значимые слои населения.

По форме правления на Руси была монархия, но не абсолютная и не ограниченная. Так как в ней присутствовали элементы каждой из монархий, то ее назвали раннефеодальной монархией. Ее признаками являются:

наследственность

юридическая безответственность

нет постоянных институтов

не установлен механизм передачи власти по старшинству (от отца к старшему сыну)

существует совет при князе, но без статуса

было вече, но он был чрезвычайным органом

городское собрание, которое могло ограничивать законную власть

Но никаких установившихся государственных органов, которые бы решали строго отведенные ему и только ему задачи в тот период не было.

Форма государственного устройства была также чем то неопределенным. Наиболее близко подходит унитарная (но не строго унитарная). Относительно Киевской Руси употребляется такое название как относительно единое государство, так как полного единства не было, органов власти на местах не было (кроме местного князя или его наместника, которые находились в родственной связи с Великим князем), но в то же время существовали свои князья (например у древлян). Великий князь признавался всеми другими князьями, но отношения между ними не всегда были простыми. Понятно, что единство такого государства сохранялось только за счет сильного Великого князя, а в период слабого правления наступает ослабление государства. Кроме сильной дружины никаких других сплачивающих факторов не было, что и послужило предпосылкой раздробленности в будущем.

Политический режим в Киевской Руси не существовал как таковой, это критерий гораздо более позднего времени.

Право в Киевской Руси.

Источниками права являются официальный документ или документ иной формы, содержащие нормы права на том или ином историческом этапе либо вообще документально не зафиксированные нормы права.

Источники права Древнерусского государства – источники права, существовавшие в период становления и развития Древнерусского государства.

Виды таких источников права.

1. Обычай. Он существовал и использовался до 1917 г. на территории Российского государства, но только для крестьянства.

2. Письменные памятники права. Они опирались в своих положениях на обычное право, которое лишь через них получило официальное признание:

1) Первая Русская Правда (принадлежит к типу варварских правд, т. е. таких законов, которые принимались на начальном этапе существования народов, покоривших Римскую империю; такие сборники норм права были однотипны, так как все они содержали обычное право, не были структурированы и систематизированы; в них содержались нормы процессуального (формального) права, формы установления права и санкции за правонарушения);

2) Русская Правда 1016–1019 гг. и Правда Ярославичей (относятся к сборникам канонического права и представляют собой уже более структурированные и систематизированные источники древнерусского права, главным образом посвященные уголовному и уголовно-процессуальному праву в России того периода);

3) Стоглав 1551 г. (характеризуется уже более полным объемом правовых норм не только уголовного и уголовно-процессуального характера, но и всех иных сфер общественной жизни: семейных отношений, гражданских и т. п.);

4) Псковская и Новгородская судные грамоты XIV–XV вв. (приняты на основе Русской Правды, но представлены уже значительно более широким спектром норм, эти нормы отражали переход к единому Московскому государству).

3. Межгосударственные договоры:

1) договоры северорусских племен – характеризуются архаичностью, т. е. их нормы не отнесены к какой-либо отдельной отрасли права, однако при этом они более систематизированы, чем варварские правды;

2) договоры русских с греками – являются самым древним источником, они основывались на византийском праве, которое во многом имело черты римского, следовательно, структура этих договоров была схожа с современной: преамбула, основная часть и заключение; эти договоры устанавливали равное право субъектности Руси и Византии, регулировали порядок выдачи преступников друг другу, порядок торговли друг с другом, официально оформляли отношения между Византией и Русью;

3) договоры русских с немцами XII–XIII вв. (ими устанавливался торговый союз с немецкими городами, который предполагал, что представителем Руси и немцам судиться каждому по своему праву);

4. Церковные уставы. Церковь в период древнерусского государства имела значительное влияние на всю систему государственного устройства и права, эти уставы закрепляли десятину (налог церкви), компетенцию церковных судов, которые в те годы были единственными по семейным и наследственным отношениям.

5. Акты юридического быта, т. е. договоры, письма и т. п., плохо до нас дошли. Междукняжие ряды (договоры) – о браке, купле-продаже, дарственные акты.

6. Юридические пословицы и поговорки. Их историческое значение для исследователей заключается в том, что они свидетельствуют о том, как население воспринимало право и государственную систему.

Основной (и практически единственный) правовой источник – правовой обычай или обычное право. О чем свидетельствует договор с Византией в котором помянуто, что с убийцей по русскому закону нужно поступать так-то, а по Византийскому иначе. То есть была ссылка на какой-то русский свод правил защищаемых Киевской Русью.В XI веке наблюдается добавление еще ряда источников,таких как международный договор, другие договоры (например между князьями), прецеденты. И последний источник права – “княжеское право” и “церковное право”, которые часто входили в противоречия между собой. “Княжеское право” было обязательно к выполнению на всей территории Руси и первое из этих правд называлось “Русской правдой”.

“Русской правды” до нас дошло более 100 текстов под таким названием. Но условно все ее тексты делят на три группы:

краткая редакция (первая по времени)

пространная редакция (121 статья)

сокращенная редакция

Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIII веке. Краткая редакция состоит из 2-х частей (43 статей):

правда Ярослава (во время его правления 1015-1054 годы)

правда Ярославичей (его сыновей в 60-х годах X века)

В целом же краткая редакция появилась в конце XI века.

В XII веке при Владимире Мономахе стали переделывать краткую редакцию и в результате она стала состоять из других двух частей:

Суд Ярослава (гл. образом краткая редакция с некоторыми изменениями)

Устав Владимира Мономаха (преимущественно нововведения)

Эта “Русская правда” и называлась пространной редакцией. Ею пользовались очень долго, вплоть до XIV, XV веков и даже в период раздробленности в большинстве русских княжеств, как и во время татаро-монгольского ига, эта редакция была основным источником права.

Сокращенная редакция возникла во второй половине XV века при Иване-3, который начал заниматься кодификацией права. К тому времени пространная “Русская правда” потеряла свое значение, но наиболее важные и не потерявшие своей актуальности статьи были добавлены Иваном 3 в свою, сокращенную редакцию. Но эта последняя редакция не стала законом, а рассматривалась как законопроект.

Но надо отдавать себе отчет, что далеко не все отношения регулировались “Русскими правдами”.

В XI веке начинает образовываться феодализм на Руси, и конечно его главным признаком – неравенством различных слоев населения:

князья, стояли над законом; в праве даже не предусматривалось наказание за покушение на него

бояре, они подчинялись закону и именовались княжьими людьми; существовала норма предусматривающая наказание за убийство княжьего человека (как их еще называли); сами княжьи люди тоже делились, например, конюх (приближенный к царю) был наголову выше, чем мечник, жизнь которого приравнивалась к жизни свободного человека перед законом

духовенство так же обладала определенным статусом; князья духовенство не судили, как и людей церкви, с которыми разбирался свой церковный суд

простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие). Смерды – какая-то часть крестьян, имеющих землю, коней и т.п., но они принижены по сравнению с другими свободными людьми, например за убийство смерда штраф был много меньше нежели за простого свободного человека, да и наследство смерда всегда отходило князю

закуп (от купы – своеобразного договора займа – закуп должен был работать на давшего в долг до полной выплаты); это временно зависимый человек, но в случае попытки побега он становился холопом (то есть рабом), если он отказывался работать или работал плохо хозяин имел право бить его, но с другой стороны если хозяин пытался выдать закупа за холопа и продать его, то закуп освобождался и сам хозяин мог быть наказан

рядовичи (от слова “ряд” - договор) – те, кто заключает договор о своем временном холопском положении, а жизнь его оценивалась в 5 гривн (как и закупа). Быть рядовичем – не всегда плохо, он мог оказаться ключником или распорядителем

холопы – рабы классического типа (говорящие вещи), по другому из называли челядинами, а женщин – рабой.

Система права Киевской Руси.

Оно отличается от современного, там не было кодификации. Там право делилось на:

светское

церковное

Причем специфика права зависела от территории, фактически везде по разному. Тогда явно не выделялись, уголовное гражданское или процессуальное.

Уголовное право возникло, пожалуй, первым. Именно с него и начиналась правда Ярослава, в которой перечислялись преступления и наказания за них. Самого понятия “преступление” - не существовало, но существовало понятие “обида” которое часто и фигурировало в праве, как основание или критерий деления наказания:

“в обиду” - в отместку

“в разбое” - в результате разбойного нападения

“у клети” - защищая добро хозяина

При Ярославе еще существовал институт кровной мести, но уже при Ярославичах он был отменен или сильно ограничен.

Наиболее распространенным наказанием был штраф (вира)=40 гривнам за свободного человека, двойной вире за княжьего и 5 гривнам – за смердов и холопов. Смертной казни теоретически почти нет, но на практике это конечно не так.

Характерной особенностью для того времени была слабая юридическая техника (то есть не было понятия “телесное повреждение”, а наказывали за отсечение руки – так-то, за отсечение ноги - иначе). В следствии этого очень часть применяется прием аналогии.

Судебный процесс носил ярко выраженный состязательный характер: он начинался только по инициативе истца, стороны в нем (истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительную роль в системе доказательств играли "ордалии" ("суд божий"), присяга и жребий.

Процесс делился на три этапа (стадии).

"Заклич" означал объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Заклич производился в людном месте, "на торгу", объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).

Вторая форма (стадия) процесса - "свод" (ст. 35 - 39 ПП), напоминая очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.

"Гонение следа" - третья форма судебного процесса, заключавшаяся в поиске доказательств и преступника (ст.77 ПП). При отсутствии в Древней Руси специальных розыскных органов и лиц, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и все добровольцы.

Гражданское право трудно охарактеризовать по “Русской правде”. В ней было ограничение на проценты (если долг – 100 гривен, то проценты должны быть меньше 100 гривен), но других законов почти не было. Более подробно рассматривается наследственные права, которые носят типично феодальный характер. У бояр, в случае отсутствия наследника, наследовала все девочка, а у смердов – все имущество переходило князю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: