Особенности восточного христианства. Судьбы православного, или ортодоксального христианства (русское слово «православие» соответствует греческому «ортодоксия», буквально — «истинная вера») в истории оказались теснейшим образом связаны с судьбой двух мировых евроазиатских держав — Великой Ромеи, «Византии» и выступившей ее преемницей Великой России.
Великая Ромея — это империя (330—1453) со столицей в Константинополе, городе на обоих берегах пролива Босфор, разделяющего Европу и Азию. Город был основан (324) первым римским христианином-императором Константином на месте ранее разрушенного римлянами греческого торгового города Византии, и после распада Римской империи остался столицей ее упрочившейся восточной части и главным центром международной торговли. Жители подвластных Константинополю территорий назывались ромеями (т.е. римлянами), хотя основным их языком стал греческий (койне). Потому для воспринявших от ромеев восточное христианство славянских народов оно стало «греческой верой православной». Южные и восточные славяне называли Константинополь Цареградом, а их правители принимали титул царь, восходящий к римскому «цезарь».
Экономическая мысль Русского государства начала свое развитие в Киевской Руси в IX веке. Она отражала экономические и социальные процессы, была тесно связана с религиозными воззрениями людей, их нравственными понятиями. Ее изучение базируется на исследовании таких исторических памятников, как летописи, договоры, грамоты князей, церковные писания. Важное место среди них занимает «Русская правда» - первый в истории Русского государства кодекс законов. Ее содержание отражало усиливавшийся процесс разложения первобытно-родовых социальных устоев, формирование феодальных экономических отношений, укрепление господствующего положения феодальной знати.
«Русская правда» известна в двух вариантах: в краткой и пространной редакции. Первая относится к XI веку, вторая - к XII—XIII вв. Этот исторический документ свидетельствует о том, что хозяйство Киевской Руси базировалось прежде всего на барщинном земледелии и скотоводстве. Их дополняли охота, рыболовство, бортничество. Высокого уровня достигла культура земледелия. Быстро росло крупное земледелие, расширяясь за счет насильственного захвата общинных земель. Вместе с тем усилилось закрепощение свободных общинников-крестьян. В «Русской правде» подробно описывались социально-экономическая структура общества и государства, социальные группы населения, их права, обязанности, сложившийся правовой порядок и т. п. Процесс закрепощения крестьян, нараставший феодальный гнет вызывали сопротивление народных масс.
Православные царства балканских славян исчезли в средневековых войнах, как и древняя Киевская Русь. Исчезла и сама Великая Ромея, которую после падения (1453), ретроспективно и тенденциозно, стали в Европе именовать «Византийской империей».
Когда русская государственность восстановилась как самодержавное Русское централизованное государство (Московское царство), она осознала себя преемницей традиции православных ромейских императоров, в соответствии с которой неотделимы Царство и Церковь. Эта традиция восходит к последнему императору единой Римской империи Феодосию I (346—395) и отличается от западной традиции отделения духовной власти от светской.
Другое отличие — отсутствие на православном востоке схоластической традиции «учителей церкви». На католическом западе она сменила Священное предание (патристику) — учение «Отцов церкви», завершенное на западе Исидором Севильским и на востоке — Иоанном Дамаскином. Восточная представлена богословами Великой Ромеи, иногда включая тех из них, кто жил значительно позже, например, святителя Григория Паламу.
Торговля древнерусских земель с Константинополем-Цареградом по водному пути «из варяг в греки» была экономической предпосылкой обращения Руси в православие.
Понятие «деньги» появилось в русском языке уже в период владычества ордынских ханов под влиянием татарской серебряной монеты «тенге». Установление московского самодержавия сопровождалось централизацией чеканки монет, но обширная страна осталась бедной деньгами, и основу экономической мощи государства составило распоряжение землей и трудом прикрепленных к ней людей.
Иосифляне и нестяжатели. Отождествление в русском языке основной хозяйственно-сословной категории населения с вероисповедной характеристикой — крестьяне (хрестьяне) — отразило прямую связь распространения православия по северо-восточной Руси с монастырской колонизацией («христиане монастырские») и выдающуюся роль церковного землевладения (треть всей государственной территории) в русском хозяйстве ко времени образования Московского царства. Первой экономической «дискуссией» в России можно считать спор между сторонниками игумена Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого (1440—1519) и группой «заволжских старцев» во главе с Нилом Сорским (1435-1508).
Размах землевладения монастырей, труд зависимых от них крестьян, крупные пожертвования знатных людей на «помин души» позволяли монастырской братии не только делать храмы более благолепными, но и накапливать богатства, вести прибыльную торговлю и зазорный образ жизни. «Заволжские старцы» представляли меньшинство монахов-иноков, которые вели аскетический образ жизни в лесных скитах и пустынях, кормились трудом рук своих и во внешнем богатстве монастырей видели источник падения нравов.
Нил Сорский проповедовал отказ от внешнего богатства и «особное» (уединенное в скитах и пустынях) жительство монахов, посвященное изучению и испытанию божественных писаний, и самообеспечение своим рукоделием. Он также утверждал, что иноку «не подлежит творить милостыню»: «нестяжание» не позволяет иметь лишних средств, которые к тому же под видом «милостыни» могли использоваться для выдачи займа с требованием «лихвы» (процента).
Нил критиковал монастырское владение селами и украшение церквей золотыми и серебряными сосудами и прочей роскошью. Он утверждал, что в монастырях должно быть только «повсюду обретаемое и удобопокупаемое», и Бог не осудит человека за то, что тот не украшает храмов.
Иосиф Волоцкий, напротив, доказывал необходимость украшения храмов красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами, и оправданность крупного монастырского землевладения как способа расширения материальных возможностей Церкви для совершения дел милосердия. Иосиф не считал физический труд обязательным для монаха, но требовал сурового поддержания дисциплины и неукоснительного повиновения. Он истолковал монастырское общежитие как коллективное (не индивидуальное) стяжание, позволяющее заниматься благотворительностью за счет ресурсов, накопленных от владения селами и пожертвований имущих.
Монастырское землевладение для Иосифа Волоцкого — это норма «Божьего тягла», возложенного на Церковь, единую с Царством в исполнении вселенской миссии Православия. Иосиф был нетерпим к «еретическим» мнениям и, взяв верх над «нестяжателями» на соборе 1503 г., в следующем году добился их осуждения как еретиков. Иосифляне не только отстояли крупное монастырское землевладение, но и определили дальнейшую идеологию единства вселенской церкви и российской государственности, в которую вписалась формула «Москва — третий Рим».
Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразма. Большая часть его произведений посвящена богословской и нравоучительной тематике, но и в них он освещал актуальные социальные вопросы. По своим политическим воззрениям Ермолай-Еразм — противник боярского своевластия.
Значительное для своего времени произведение Ермолая-Еразма под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», или короче «Правительница» представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов XVI в. В нем изложена система мер, направленная на решение актуальных задач того времени.
Большое место в «Правительнице» занимает вопрос о положении крестьянских масс. Еразм отводил им первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение. Стремясь облегчить положение крестьян, он считал необходимым освободить их от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал переложить на население городов. Повинности землевладельцам крестьяне, по его мнению, должны выполнять только в форме натурального оброка в размере пятой части добываемого ими продукта.
Размер обеспечения землей и крестьянами Еразм ставил в зависимость от служебных достоинств и выполнения служебного долга. Нетрудовое богатство вельмож отвергалось им как несправедливое.
В «Правительнице» рассматривался вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. Такую основу Еразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения — раздача земли крестьянам и служилым людям — отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества — служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение.
Ермолай-Еразм хотя и находился в непосредственном общении с влиятельными церковными и политическими деятелями своего времени, но ни к какой определенной группировке не принадлежал. Исследователи, рассматривая общественно-политические и религиозные воззрения Ермолая-Еразма, не могут причислить его к какому-либо существовавшему в то время идейно-политическому направлению. В его сочинениях, с одной стороны, прослеживаются идеи, близкие нестяжателям, с другой — исследователи отмечают наличие концепции иосифлян в вопросе о соотношении церковной и царской власти. Не имея поддержки со стороны какой-либо определенной политической группировки, он сам не смог сыграть сколь-либо значительной церковно-политической роли.
Одновременно с утверждением в православной церковности иосифлянства, определившего нормы быта русского монашества (расширенная редакция «Устава» Волоколамского монастыря) складывался корпус текстов, предписывавших нормы быта православным-мирянам — «Книга, называемая «Домострой». «Домострой» — калька греческого слова «ойкономия», непосредственно заимствованного из сочинений Иоанна Дамаскина (ок. 675—753), завершителя святоотеческого периода (патристики) в православии.
Иоанн Дамаскин, выделив в круге христианского знания практическую философию, разделил ее на этику, экономику и политику. В русской ментальности эти учения были определены как «обычайное», «домостроительное» и «градное», связанные в «деятельное от добродетелей». «Домострой» обобщил сложившиеся этические бытовые нормы и нравоучения, став плодом коллективного труда русских авторов XV — XVI вв. Окончательная рукописная редакция «Домостроя» была составлена в середине XVI в. протопопом Сильвестром, приближенным царя Ивана Грозного; обновленная печатная — педагогом и типографом иеромонахом Карионом Истоминым в конце XVII в.
«Домострой» — нормативный уклад крупного хозяйства в его повседневности. Хозяйства самодовлеющего, но в то же время явно отошедшего от антихрематистического понимания экономии. Среди рекомендаций — соразмерять расходы с доходами, но запасаться излишками, чтобы их можно было выгодно продать; ради той же цели покупать дешево, «хотя и не надобе». Одновременно «Домострой» — отражение раздаточного подхода к съестному и прочим материальным благам, сложившегося в русском государстве и закрепленного в лексике: кормилец — «тот, кто дает есть», но также «благодетель, покровитель»; кормитель — то же, что кормилец, но также —«кормчий, правитель»; «дворцовый корм» и «денежный корм» — жалованье аппарата государственной власти и служилых людей и т.д.
Хозяин любого состоятельного дома приказывал готовить больше, чем могла потреблять его семья, а русский царь вел себя подобно отцу большого семейства, наделяя «кормом» по старшинству и оказываемой чести. Православные цари рассматривали свое государство как личное имение, «вотчину».