Новые черты исторического познания в Петровскую эпоху

Меняется понимание задач историописания: осознание как дело государственной важности, связанная с интересами государства – внутриполитическими и внешнеполитическими. Внутри: показать закономерность реформ, сообщить некий исторический опыт — утилитаризм (Г.Бужинский Учительница жизни в практическом смысле); внешне: доказать могущество, формирование положительного образа России (европейской страны). Новые потребности в содержании исторического материала – реальные объяснения исторических событий. Отход от провиденциализма. Распространение зарубежных переводных трудов по истории – нет провиденциализма. Это приводит к жанровым изменениям. Летописи не могут решать все эти задачи. Потребность в исторических трудах нового типа. Немалую роль в распространении истории сыграл личный интерес Петра. Серия указов о сборе исторических материалов: 1703 г – публикация источников по русской истории; 1709 г. – о поиске Жалованных грамот в монастырях, описание; 1718-1720гг – начало археологии, собирать найденные вещи передавать в Сенат. Не эффективно. Перевод западных исторических сочинений по приказу Петра – Введение в историю С. Пуффендорфа. Первый опыт перевода на разговорный русский язык; концепция – представление об истории – как истории государства, понятие политического государтсва, политика государей. Основа для создания труда нового типа – задача. 1708 г. – Ф.Поликарпов (справщик печатного двора) получает поручение составить новую русскую историю. Получили пропозиции (инструкция): государтсво и государя интересует секулярная история, интересует история победоносной России от Василия 3 до этого времени (о цельном государстве). 8 лет труда на работой, труд признан неудачным. Ф Салтыков не доволен, и Петр тоже. Хотя Поликарпов получил гонорар, история не получила распространения. Поликарпов – традиционный, не смог переломить рамки традиционной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: