История в системе культурных ценностей русского барокко

Культура русского барокко к. 16 – 17 вв. Мистическая интеллектуальность. Рождение проходит в спорах 2ух типов русских интеллектуалов: традиционалисты и новые учителя. Водораздел – вопрос об отношении к древнерусской культуре. Традиционалисты – идеал и образец – Древняя Русь, закат Др. Руси – мучительная утрата, реформа – насильственная ломка духовной жизни. Новые учителя – люди открыты к веяниям извне, идеал не в прошлом, но в настоящем. Древняя Русь – тьма невежества (Сильвестр Медведев), русскую историю строить заново. Главное просвещение – распространить знания и науки. Разные взгляды на историю – революция в философии истории.

Традиционалисты: история важна, довлеет над человеком, живут под знаком прошлого. Ретроспективное мышление. Земная история повторяет историю Священную. Обновление – не новаторство, а возвращение к идеалу, старине, восстановление традиции во всей полноте. Чем ближе к идеалу, тем совершенней. Выражается в сакрализации истории, обобщенный характер истории. Главное – не уникальное, а повторяющееся (сопоставить с Библией), отрицание уникальности и неповторимости истории. Сторонники традиционных форм представления исторического знания, особое отношение к книге, книга сакральна. Много книг вредно, книги созданные человеком – суемудрие. Книга одна! История душеполезна, поиск идеи вечных ценностей.

Новые учителя. Главное: гуманистические идеалы и элемент условности, история для новых учителей не вечно повторяющиеся мотивы, а память о прошлом, которой владеет человек. История интересна, т.к. интересен процесс творчества. Появляется образ истории как театра. История – зрелище, представление, зрелище. Второй образ (Сильвестр Медведев) – зеркало. Полезна по-другому. Игровые элементы вытесняют эсхатологические мотивы. Истории более не движется к страшному суду. Суд не воспринимается как живое отражение истории, не ожидается. Страшный суд становится предметом игры, не серьезно. Всерьез его не боятся, предмет игры, изображения на полях. Отношение к книге и книжному знанию меняется: чем больше книг, тем лучше. Чтобы познавать, книг должно быть много. Новые учителя – библиографы, собиратели библиотек. Зарождаются реалии нового времени по отношению к истории. Более секулярные, игровые, любопытные черты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: