Подкрепление – любой стимул, увеличивающий вероятность повторения определенных реакций, форм поведения

Положительное подкрепление:

Добавление в ситуацию того, что вызывает позитивные эмоции, удовлетворяя соответствующую потребность.

Отрицательное подкрепление:

Подкрепление поведения, заставляющее повторять реакции отторжения, отрицания, неприятия чего-либо; усиление поведения путем устранение чего-то неприятного из ситуации.

Наказание:

Стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения.

· Научение посредством наблюдения, векарное (Бандура).

Классическое обусловливание.

Уотсон: «человек таков, каким научился быть».

Классическое обусловливание – простейший вид научения, в основе которого находятся врожденные непроизвольные рефлексы.

Схема: в ходе обучения человек автоматически реагирует на определённые стимулы à затем он научается реагировать сходным образом на стимулы, отличающиеся от первых уже условным характером (стимулом) --à однотипная реакция.

Вывод: на основе своих исследований Уотсон пришёл к выводу, что страх, отвращение и другие эмоциональные реакции взрослых людей возникают в детстве на основе условно-рефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными объектами.

è Можно управлять по заданной программе эмоциональным поведением человека.

Оперантное обусловливание.

Человек, организуя своё поведение, ориентируется на его вероятностные последствия (положительные или отрицательные). Особое значение имеет подкрепление его поведения для сохранения и усиления эффекта.

Подкрепление бывает нескольких видов.

- По природе: первичное (прямое воздействие, пища, слова) и вторичное (условное: первоначально нейтральный раздражитель + первичный à реакция);

- Оперантное научение:

§ подкрепление (то, что заставляет человека повторять реакцию)

o позитивное,

o негативное (угроза, внесение неприятного в ситуацию, при условии, если человек не сделает что-либо).

§ наказание (устранение нежелательных форм поведения). Уотсон считал неэффективным наказание: негативные эмоции, это самая простая форма реакции, но быстро входит в привычку (с обеих сторон); он предлагал отказаться от наказания вообще.

По Скиннеру замена наказанию: игнорирование и т.п.

Но общество строится на приоритете негативного подкрепления и наказания.

Обучение посредством наблюдения (Бандура).

Для закрепления форм поведения действительно нужно подкрепление, но на самом деле, чтобы у ребёнка сформировалось поведение вообще и его формы, нужно иметь опыт его наблюдения.

В детские годы ребёнок наблюдает за множеством людей и их поведением à внутренние модели внешнего мира à воспроизведение тех или иных реакций в подходящих условиях à более вероятно повторение тех реакций, за которые поощряют.

Обучение посредством наблюдения:

промежуточные процессы

o Внимание

o Память

Стимул à Навыки à реакция

o Мотивация

Т.о. по мнению бихевиористов развитие личности – количественный процесс научения – процесс накопления и укрепления количества навыков. Также нет качественно новых образований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: