Движущие силы развития личности: понятие, общая характеристика подходов к выделению

Движущие силы развития:

-факторы определяющие поступательное развитие индивида в качестве причин.

- Противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами, физическими способностями и духовными запросами, имеющимися умениями, навыками и новыми требованиями к ним деятельности.

Условия развития:

внешние и внутренние факторы, формирующие динамику развития Закон развития:

Общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать развитие человека и управлять им.

Первичное и вторичное обуславливание как «движ.сила развития личности»(бихевиористы).

Дж.Уотсон. классическое обуславливание- простейшее научение, в основе которого лежат не произвольные рефлексы. Ребенок автоматически реагирует на опред.стимулы, а затем учится реагировать на другие отличные от первых. Если сочет.условн.и безусловн.стимулы то возник.безуслов.реакция.

Скинер. Оперантное обусловливание. Есть 2 вида подкрепления первичное и условное. Первичное – реакция на биологически значимые стимулы. Условные- первоначально нейтральные стимулы приобретают значимую функцию, при сочетании с первичными создают оперантное научение- это контроль поведения при ориентации на вероятностные последствия.Подкрепление – это любой стимул увеличивающий вероятность повторения определенных форм поведения. Положительное- добавление в ситуацию того что вызывает позитивн.эмоции удовлетвор.потребн. Отрицат- подкрепление заставляющее повторять реакции отрицания чего либо, усиление поведения путем устранения чего либо не приятного.

Наказание- заставляющее отказаться от вызывающих его действий, форм поведения.

Бандура обучение по средством наблюдения. Для приобретения новых форм поведения подкрепление не обязательно, но оно желательно для их усилия, сохранения и повоторения. В процессе жизни наблюдая за другими людьми мы формируем представление о возможных реакциях, поведения в разных ситуациях> когнитивная модель поведения в мире. Эти формы могут и не воспроизводиться в реальности, но в определенных ситуациях формы воспроизводятся. Ребенок склонен актуализировать те формы поведения, которые демонстрируют симпатичные ему люди, либо поощряются окружающими.

Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов.

К.Хорни Главная движущая сила развития личности – социальные отношения между ребенком и родителями, а не сексуальная анатомия ребенкаВиды психологических защит(на основе невротических потребностей):-Ориентация на людей уступчивый тип-ориентация от людей обособленный тип

-ориентация против людей агрессивный тип

Э.фром Основная движущая сила развития – конфликт между стремлением к свободе и потребностью в безопасности.Механизмы преодоления чувства одиночества:

1. Бегство: -Авторитаризм (маз.и сад.тенденции)-Деструктивность- Абсолютное подчинение соц.нормам;

2.Позитивная свобода (чувство автономности и уникальности, при сохранении ощущения единения с другими людьми и обществом, требующее спонтанной жизненной активности).

А.Адлер. Поведение и жизнь человека определяют ориентация на других, социальные контакты, чувство общности с людьми. Источники энергии, необходимые для развития личности - внутренние механизмы, два врожденных, бессознательных чувства: -чувство неполноценности- стремление к превосходству

Виды компенсации:- Неполная- Полная-Мнимая (спекуляция недостатками)-Сверхкомпенсация.

К. Левин. Личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенную валентность. Для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя существуют предметы, которые для всех имеют одинаковый.

Человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности. Потребности бывают двух видов – биологические и социальные (квазипотребности), которые формируются в процессе обучения и воспитания, т.е. не являются врожденными, в отличие от биологических. Все потребности не изолированы в структуре личности, а взаимосвязаны и образуют некоторую иерархию.

А.Маслоу. Все потребности врожденные. Потребности образуют иерархическую систему. Осознание и удовлетворение высших потребностей требует относительной удовлетворенности доминирующих (низших) потребностей. Потребности: -физиологичнские-безопасности –принадлежности,любви-самоуважении-самоактуализации. Самоактуализация– высшая потребность личности как полное использование, применение человеком своих способностей, талантов, потенциала.

К.Роджерс

Самоактуализация– стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма.

Признаки: Врожденность, Жизненная необходимость, Центральность, Активность в направлении автономии и самодостаточности, Нацеленность на повышение напряжения, Стремление к постоянному росту компетентности; Оценка жизненного опыта через удовлетворение тенденции актуализации.

Взгляды В. Франкла на движущие силы развития личности

Основные положения:

  1. Основным двигателем поведения и развития личности является врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям - поиск и реализация смысла жизни;
  2. Для жизни и активной деятельности человек должен верить в смысл собственных поступков;
  3. Человек стремиться обрести смысл и ощущает фрустрацию, если это стремление остается нереализованным – экзистенциальный вакуум («внутренняя пустота», «переживание бездны»);
  4. Причинами экзистенциального вакуума являются отсутствие ответов на вопросы «Что нужно делать?», «Что должно делать?», «Что хочется делать?»;
  5. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл всегда может быть найден;
  6. Смысл доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера и т.д.;
  7. Нахождение смысла вопрос не познания, а призвания (не человек ставит вопрос о смысле жизни, а жизнь ставит этот вопрос перед ним);
  8. Смысл не субъективен, а объективен (существует в объективной действительности);
  9. У каждой личности в конкретный момент существует свой смысл жизни (смысла жизни «вообще», «для всех» не существует);
  10. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет себя (постоянное принятие человеком решения о возможности осуществления смысла в данной ситуации, которая является неповторимой, необходимость постоянного осуществления смысла).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: