Понятие о росте, формировании и развитии личности

Проблема формирования и развития личности, как и её структура, является одной из важнейших в теории личности.

По мнению Гиппенрейтер Ю.Б., существует 3 основных направления анализа проблемы личности.

ð Ответ на вопрос, в чём состоит новообразование «личность» è Развитие личности.

ð Как происходит формирование личности è формирование личности.

ð Как самому субъекту представляется процесс функционирования его личности è проблема роста личности.

Все эти три компонента взаимосвязаны между собой.

Наиболее пристальное внимание в психологии личности уделяется процессам формирования и развития, которые имеют сходства, но не идентичны. Проблема личностного роста скорее является приоритетной для отдельных теорий.

Понятие «Развитие» имеет несколько позиций анализа.

1. Физическое. Биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических (физиологических) структур.

2. Психическое. Определённая динамика уровней психического развития; закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

3. Личностное. Процесс усвоения индивидом социальных качеств, в результате социализации и воспитания, обучения, т.е. процесс превращения индивида в личность.

Все эти формы взаимосвязаны между собой, взаимообусловливая друг друга.

Процесс развития личности предполагает усвоение общественно-исторического опыта ребёнком под руководством взрослого à опытные взрослые стараются воспроизвести и закрепить в ребёнке исторически сформировавшиеся человеческие качества à взрослые контролируют процесс развития, опираясь на то, чему ребёнок научился и организуя его деятельность по овладению новыми формами поведения, видами деятельности, качествами на основе имеющихся à зона ближайшего развития.

Т.о., обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, ребёнок в процессе социализации вступает в активное взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Особая роль в этом процессе принадлежит взрослым. В процессе развития ребёнок выступает как объект воздействия, нежели субъект.

Однако не все воздействия взрослых имеют нужный для них эффект.

Формирование личности – объективный и закономерный процесс, в ходе которого человек выступает не только как объект воздействий, но и как субъект деятельности и общения.

У общества существует некие социальные планы (программы) по развитию личности (ценности, нормы, формы поведения, необходимые личностные свойства и т.д.), но каждый человек также активен à столкновение активности общества и человека (субъекта) à освоение сферы общественного опыта и усвоения тех форм и качеств, которые предлагаются обществом и соответствуют интересам (планам) самого человека.

При этом важное значение имеют переживания, проживания, активное отношение человека к тому, что ему предлагается обществом.

Рост:

· Количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции;

· Движение вверх;

· Процесс самоизменения, самосовершенствования человека, ощущения, переживания авторства своих усилий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: