История научно познает прошлое

(франц. positivisme, от лат. positivus - положительный) - направление в бурж. философии и социологии (возникло в 30-40-х гг. 19 в., основатель О. Конт), выступившее с утверждением, что философия как самостоят. наука, претендующая на содержат. исследование реальности, не имеет права на существование, что подлинное, " положительное" ("позитивное") знание может быть получено как результат отд. спец. наук или их синтетич. объединения. Последнее сменялось в задачу новой "позитивной" философии. В число этих наук, наряду с естеств. науками, позитивисты включали и социологию, к-рая. по мнению Конта, должна была заменить собой политэкономию, этику, учение о праве и философию истории и увенчивала созданную им классификацию наук. Отрицая возможность познания сущности предметов (филос. агностицизм), П. отказывал отд. наукам в праве выяснять, почему происходят те или иные явления, и ограничивал их задачу внешним описанием результатов непосредств. наблюдения, выяснением вопроса, как совершался тот или иной процесс. Провозгласив, что позитивистская философия стоит выше односторонности как материализма, так и идеализма, позитивисты по существу всегда оставались на почве идеализма.

П. явился филос. основой позитивистского направления в бурж. историографии, к к-рому принадлежало большинство наиболее крупных историков 2-й пол. 19 в. В соответствии с дуалистич. позитивистской методологией, они утверждали равноправие воздействия материальных и духовных факторов на историю (плюрализм, т. н. "теория факторов"), непознаваемость конечных ист. законов, отрицали решающую роль клас. борьбы в истории и клас. природу гос-ва. В то же время, будучи вынуждены отвечать на потребности развивающейся ист. науки, они сближали последнюю с естеств. науками, утверждали значение точных методов исследования (статистический, сравнительно-исторический), ставили в центр внимания историю больших масс людей и ист. процессов (резко выступая против сведения ист. процесса к отд. событиям и деятельности "великих людей"), признавали большую роль экономического фактора в обществ. жизни (хотя, не признавая понятия "общественно-экономич. формация", понимали экономику очень поверхностно - как развитие обмена, эволюцию цен, заработной платы и т. п.).

Роль и место позитивистской историографии в истории ист. науки оценивается сов. учеными по-разному. Одни считают ее направлением, знаменовавшим начало упадка бурж. историографии, и ставят его во всех отношениях ниже бурж. историографии 1-й пол. 19 в. Другие, признавая, что позитивистская методология истории стояла неизмеримо ниже возникшего одновременно с ней ист. материализма, была ему враждебна, отказалась от диалектич. подхода к истории, характерного для наиболее прогрессивных течений бурж. ист. мысли нач. 19 в., все же считают, что в бурж. историографии позитивистское направление представляло определенный прогресс: оно способствовало развитию новых исследовательских методов и широкому изучению экономич. и социальной истории, ранее мало привлекавшей внимание бурж. историков. С позитивистским направлением связано возникновение т. н. экономич. направления в бурж. историографии. (О П. в историографии см. подробнее в ст. Историография).

Социально-исторические предпосылки возникновения позитивизма. Бурное развитие капитализма в условиях промышленной революции актуализировало вопрос о значении экономики в жизни общества. Возникли новые социальные проблемы. Индустриальный прогресс сопровождался открытиями в точных, естественных и технических науках. Заметное влияние на мировоззрение общества оказала эволюционная теория Ч. Дарвина. Стиралось принципиальное различие между естественнонаучным познанием и обществознанием.

В этой обстановке складывается новое научно-мировоззренческое направление - позитивизм. Он имел многочисленных сторонников в исторической науке. Его отличительные признаки:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: