Теория личностных конструктов Келли

Разработана американским психологом Джоржем Келли (1905-1967) и обозначается как «когнитивная теория личности». Делается попытка объяснения индивидуальной особенности человека и его мировосприятия.

Люди могут иметь разные точки зрения на одни и те же объективно существующие реальности окружающего мира. И никакие из этих точек являются истинными ибо они все соотносятся с реальностью. Этот феномен обозначают как конструктивный альтернативизм – каждым челом может быть построена своя конструкция мира, отличная (альтернативная) от конструкций других людей.

Например, ребенок приходит домой в 22-00 ему родители говорят что слишком поздно, а он считает, что это не так и можно еще погулять. Студент получает на экзамене 2 и говорит, что от он ответил, а у препода – другое мнение.

Смотреть на одну реальность с разных позиций, означает смотреть на нее сквозь призму личностно разных специфичных для каждого человека конструктов.

Конструкт – это любая характеристика в виде дихотомии, с помощью которой человек может истолковывать какие-то реальности, как сходные, так и противоположные другим.

Пример Келли: мы сталкиваемся с 3-мя объектами (АВС), конструктом будет любая характеристика с помощью которых можно истолковать два объекта как сходные (А и В), а третий (С), как им противоположный.

Мы просим 3х членов семьи выделить любой аспект по которому 2 похожи и отличаются от третьего.

Отец: объединил ребенка и мать по характеристике подчиненные, а сам, мудила, стал начальником.

Ребенок: я и мать – добрые бобры, отец – злой. Бобры - добры! Козлы - злы!

Мать: объединила отца и ребенка по конструкту «дети», а сама – сука, взрослая.

Если предположить, что все эти уроды были искренними, то выявленные конструкты безусловно отличают реальные отличия членов семьи на себя, друг на друга и отношения в семье.

Конструкты, согласно Келли, выполняют определенную функцию – являются средствами интерпретации объективно существующей реальности.

Любого человека можно рассматривать как ученого:

1. у каждого за жизнь формируется множество конструктов, аналоги научных понятий, кот. обуславливают его преставление о мире, можно рассматривать как личная теория мира.

2. личная теория подвергается в процессе взаимодействии с миром, на истинность ложность

3. если теория входит в противоречие с реальностью, то она может измениться, или стать неадекватной. (как и в науке)

Для истолкования разных реальностей окружающего мира человек может использовать разный конструкты. Келли вводит понятия:

«диапазон пригодности конструктов» - перечень тех реальностей, для описания которых этот конструкт используется. В зависимости от объема этого перечня – могут быть широкими и узкими. Например конструкт «ребенок» мать может использовать к мужу, животным, и другим растениям.

«фокус пригодности конструкта» -более узкая область диапазона пригодности, который включает в себя более узкий перечень реальности, для истолкования которых, конструкты используются с мах эффективностью. Например, фокус пригодности конструкта матери «взрослый-ребенок» применим только к близким (мужу и ребенку), но к другим таким же уродам этот конструкт не применим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: