Теория периодизации личностного развития Эльконин

Есть точка зрения о том, что развитие психики и развитие человека в онтогенезе проходит через ряд стадий. На каждой из этих стадий возникают новообразования. Переходы от одной стадии к другой происходят относительно резко – возрастные кризисы. Периоды между кризисами – возраста. Задача психологии – выявить эти стадии, описать из специфику, объяснить, чем обусловлено такое развитие.

Теория Д.Б. Эльконина (1904-1984) – результат систематизации эмпирических фактов возрастной психологии с позиции деятельностного подхода. Центральное понятие – ведущая деятельность (по А.Н. Леонтьеву) – деятельность, которая доминирует в каждом возрастном периоде и определяет возникновение и развитие основных психических новообразований.

Д.Эльконин выделяет по этому критерию 6 основных периодов психического развития человека в онтогенезе:

1. 0-1год: младенческий возраст. Ведущая деятельность – непосредственно эмоциональное общение ребенка со взрослым. Около 2мес у ребенка возникает комплекс оживления – выражения радостных эмоций, при виде улыбающегося лица ухаживающего за ним взрослого. Устанавливается эмоциональный контакт. Возникает потребность в этом контакте. Дети, которые были лишены такого общения, отмечается задержка развития всех психических функций – синдром «госпитализм»

2. 1-3 года: раннее детство. Ведущая деятельность – предметно - манипулятивная деятельность. Ребенок совершает много практических действий с предметами, начинает употреблять предметы в соответствии с их назначением. Осваивает внешнее пространство. Формируется координация. В этом возрасте нужно давать возможность осуществлять эту деятельность.

3. 3-7 лет: дошкольный возраст. Ведущая деятельность – ролевая игра. Дети должны играть, а не учиться. Формируются важные психические новообразования – совместные ролевые игры с другими людьми. Игра моделирует социальные отношения. Ребенок учится соотносить свои действия с действиями других участников и с правилами.

4. 7-12лет: младший школьный возраст. Ведущая деятельность – учебная. Приобретаются новые умственные умения и навыки

5. 12-17 лет: подростковый. Ведущая – общение со сверстниками. Значительная часть жизни проходит в компаниях. Формируется взгляды на жизнь.

6. 17-далее: Начало юношества. Ведущая – учебно-профессиональная деятельность.

Д. Эльконин группирует их в 3 эпохи. Которые отделены кризисами 3 и 12 лет. В каждую эпоху входит по 2 периода. В первый период каждой эпохи 1, 3, 5 наблюдается ведущая деятельность, определяющая мотивы человека. Во 2-е периоды происходит преимущественное развитие познавательной сферы человека, его умений и навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: