СССР в 1985-1991 гг.: от попыток модернизации к смене модели развития

Причиной перемен в СССР стала долголетняя разбалансированность советского хозяйства по основным экономическим пропорциям (группам «А» и «Б»), между потреблением и накоплением, доходами и материальными ресурсами и т.д., что в конечном счете привело к ухудшению экономической ситуации в стране. До середины 80-х годов этому дисбалансу не придавалось должного значения, поскольку командно-административная система «амортизировала» его отрицательные последствия путем поддержания низкой заработной платы основной части населения, жестким контролем над ценами, проведением денежных реформ, распродажей нефтяных, газовых и других богатств страны и т.д. Это привело к снижению темпов социально-экономического развития страны. Отрыв от наиболее развитых стран мира в повышении эффективности производства и качества продукции, в научно-техническом развитии, в производстве и освоении современной техники и технологии стал увеличиваться. Для советской экономики начала 80-х гг. были характерны низкие темпы роста производства, низкая рентабельность, высокая себестоимость продукции, неконкурентоспособность ее на мировом рынке, высокая энергоемкость производства, отсталое оборудование, неэффективность государственных инвестиций в экономику, огромные потери сырья, энергии, трудовых ресурсов.

Инерция экстенсивного роста тянула в экономический тупик, к застою в развитии. Дефицит внутреннего рынка СССР покрывался импортом, приобретенным за «нефтедоллары». Валютная выручка от продажи топливно-энергетических и сырьевых ресурсов шла в основном на решение текущих задач, а не на модернизацию экономики, преодоление ее технического отставания.

Застойные явления в экономике отражались на всех сторонах жизни общества, прежде всего на социальной сфере. Заметно пошатнулись в обществе идейные и нравственные ценности. В условиях распределительной системы и связанных с нею хроническом дефиците, льготных очередях на получение бесплатных квартир, дачных участков, путевок в санатории, мебели, бытовых электроприборов и многого другого, чиновники, причастные к распределению этих благ, превращались в особый слой общества: с ними искали знакомств, перед ними заискивали, давали им взятки. В результате появились мафиозные образования, произошло сращивание организованной преступности с государственными, партийными, правоохранительными органами, а органы госбезопасности были в это время заняты подавлением инакомыслия в стране.

Политическую жизнь страны первой половины 80-х годов лихорадила частая смена высшего руководства: Ю.В. Андропов (июнь 1983 г. - февраль 1984 г), К.У. Черненко (апрель 1984 г. - март 1985 г.), в марте 1985 г. руководящие посты в государстве вновь были перераспределены. Генеральным Секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Это означало, что часть партийно-государственного аппарата не только стремилась к власти, но и осознавала необходимость перемен и в большей или меньшей степени была готова к ним. Целостной концепции преобразований у потенциальных реформаторов не было, и средством приостановки распада системы «государственного социализма», а, следовательно, и своих привилегий они избрали осторожное реформирование, прежде всего, экономики.

Хотя и принято считать началом перестройки апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, как об этом заявлял М.С. Горбачев, однако в повестке дня Пленума стоял вопрос лишь об ускорении социально-экономического развития страны. Считалось, что большинство проблем можно решить путем преодоления снижения экономического развития и усовершенствования структуры управления народным хозяйством. Реформы, предложенные Горбачевым, начались под лозунгами «ускорение», «перестройка», «гласность».

Под ускорением понималось повышение темпов экономического, роста (не ниже 4% в год), активная социальная политика (продовольственная, жилищная и т.д.). Реализация курса ускорения: приоритетное развитие тяжелой промышленности и машиностроения; решение проблемы капитальных вложений; опора на энтузиазм трудящихся и систему соревнования; укрепление трудовой и производственной дисциплины;

Провал курса: 1) неудавшиеся кампании: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми доходами. Не оправдала себя и ставка на энтузиазм. 2) Малоэффективные капитальные вложения и социально-экономические преобразования. Чернобыльская трагедия стала мрачным символом катастрофы, надвигавшейся на советское государство.
Перестройка (1987 - 1991 гг.) - это радикальные преобразования всех сфер общественной жизни советского общества, охватывавшие экономику, государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и духовную жизнь. Автором этой концепции был академик Л. Абалкин.

Предполагаемый план перестройки и этапы ее осуществления. Предполагалось сначала осуществить радикальную экономическую реформу (1987-1988 гг.), затем дополнить ее реформой политической системы, а далее взять курс на обновление идеологии. Состояние экономики в это время было удручающим: снижались объемы производства, росла инфляция, бюджетный дефицит, падала производственная дисциплина, нарастал дисбаланс денежной массы и товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный, чайный и др.).

Начало перестройки в области экономики (1987-1989 гг.). Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении), предоставивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам. Начали создаваться совместные предприятия. Предполагалась перестройка центрального аппарата управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Затем были приняты законы о кооперации и об индивидуальной трудовой деятельности (1988 г.). В 1990 г. более 7 млн. граждан были заняты в развивающемся кооперативном секторе, 1 млн. человек получили патенты на индивидуальную трудовую деятельность.

Вместе с тем, до 1990 г. государство продолжало устанавливать план, определять номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Рынок не работал. Частная инициатива сталкивалась с финансовыми, правовыми, снабженческими, психологическими трудностями. Преобразования в аграрном секторе (с 1989 г.): роспуск Госагропрома (отказ от сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм хозяйствования).

Экономические реформы «ускорения» не дали положительных результатов Они были недостаточно радикальны и не затрагивали самых болезненных проблем (цены, кредит, снабжение). Перестройка привела к резкому падению жизненного уровня и сопротивлению реформам не только бюрократического аппарата, но и значительной части населения.

Курс на ускорение был отвергнут и провозглашен переход к рыночной экономике (1989-1991 гг.). Были предложены две модели перехода. Первая сочетала в себе плановые и рыночные начала (Л. Абалкин-Н. Рыжков). Вторая программа носила название «500 дней». Она предполагала создание основ рынка, поэтапную приватизацию производства, формирование частной собственности, сбалансирование финансов (Явлинский, Шаталин).

На этапе перехода к рыночной экономике было издано более 100 законов: об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятии и др. Однако многие из них не работали. Положение в экономике становилось все более угрожающим. Если в 1988 г. рост национального дохода составил 4.4 %, то в 1990 г. его сокращение достигло 10%. Обстановка в стране ухудшалась, нарастал товарный дефицит, падала платежеспособность рубля, усиливался «черный рынок».

Нарастала волна забастовок и протестов, в авангарде которых были шахтеры. В декабре 1990 г. правительство СССР во главе с Н.И. Рыжковым подает в отставку. Новый председатель Совета министров B.C. Павлов предпринял попытку оживить финансовую систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией населению убытков, но эта мера не дала ожидаемых результатов. В 1991 г. в стране началась новая волна забастовок. В их авангарде снова оказались шахтеры, требованием которых была отставка президента СССР. В то время как союзное руководство утрачивало поддержку народа, Б.Н. Ельцин выступал с популистскими обещаниями провести реформы не за счет народа, а во благо советских граждан.

Политическое развитие.
В 1988 г. руководство страны пришло к выводу, что дальнейшее экономическое развитие страны сдерживает политическая система. Коммунистическая идеология в партии и обществе постепенно стала вытесняться идеями перестройки. 1987 г. положил начало политике гласности, открытого и свободного обсуждения проблемных вопросов общественной жизни. Идея перестройки политической системы советского общества впервые была обнародована в июне 1988 г. на 19 Всесоюзной партконференции. В резолюции конференции говорилось о «гуманном, демократическом социализме с человеческим лицом». В рамках предполагаемой конституционной реформы предлагалось создать двухуровневую представительную систему власти: Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, избираемый из депутатов съезда.

Предполагаемые этапы политической реформы: демократизация политической системы (1989 г.) и переход к правовому государству (1990 -1991 гг.). Содержание первого этапа: с 25 мая по 6 июня 1989 г. состоялся 1-й съезд народных депутатов СССР. Сформирован Верховный Совет СССР, председателем которого был избран М.С.Горбачев. На съезде шла борьба между демократами, их союзниками и старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин. Старую партийную гвардию возглавил секретарь ЦК КПСС Е. Лигачёв. Коммунистов-реформаторов представляли: Горбачев, Яковлев, Шеварднадзе. Съезд наметил пути выхода страны из кризиса.

Первостепенной задачей второго этапа (1990-1991 гг.) явилось создание президентской системы власти в стране и переход к многопартийности. В марте 1990 г. на III съезде народных депутатов Союза ССР М. С. Горбачев был избран Президентом СССР. Переход к президентской системе власти в СССР означал свертывание, а в будущем и ликвидацию советской власти.

Съезд отменил 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС (по настоянию Горбачева это предложение внес Пленум ЦК). В руководстве партии развернулась идейная борьба между коммунистами-ортодоксами, центристами, социал-демократами и др. Начался процесс распада КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): в 1989-1990 гг. из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 г. - создана компартия РСФСР. В партии и обществе усилилась критика проводимого М.С. Горбачевым курса. На Всесоюзном референдуме весной 1991 г. большинство населения страны высказалось за сохранение Союза, однако у политических лидеров республик имелись свои планы. Б.Н. Ельцин добивался полной независимости и суверенитета России. Л.М. Кравчук (Украина), С.Н. Шушкевич (Белоруссия), С. Ниязов (Туркмения) не рисковали противоречить Горбачеву и курс на суверенитет вели скрытно. Н. Назарбаев (Казахстан), И. Каримов (Узбекистан) и А. Муталибов (Азербайджан) однозначно высказывались за обновленную федерацию. Таким образом, действия лидеров союзных республик были разнонаправлены.

Процесс формирования обновленного Союза был прерван в августе 1991 г. трагическими событиями в Москве, так называемым ГКЧП. После провала августовского путча судьба Союза была фактически предрешена. 23 августа 1991 г. указом президента Российской Федерации деятельность компартии на территории России была приостановлена, а в ноябре и вовсе запрещена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: