Основные направления реализации программы Просвещения во 2- ой половине 18 века

1. Развитие светской системы образования и науки

Реализуя свое представление о просвещении и продолжая осуществлять замысел Петра, Екатерина II придавала первостепенное значение созданию современной европейской системы образования. Система школьного образования была заимствована ею из Австрии, а воплощать ее был приглашен Янкович де Мириево. Первым делом Янкович создал в Петербурге и возглавил Учительскую семинарию. Впервые в России появились учителя, прошедшие специальную педагогическую подготовку. В августе 1786 года Екатерина II утверждает важнейший документ всей школьной реформы «Устав народным училищам в Российской Империи». Составителем этого документа был Янкович. В губернских и уездных городах, а также в сельской местности создавались общеобразовательные и доступные для всех школы – народные училища. Впервые наряду со специальным образованием появляется общее. Создается единая система школьного образования. Согласно уставу учреждались два типа народных училищ: главные (срок обучения 5 лет) и малые (2 года). Впервые преподавание велось на русском языке. Именно Янкович придал школе тот вид, который она сохранила, до сих пор. Впервые в классной комнате появилась одна большая доска. Впервые стали устраивать перед уроками перекличку с непременным ответом «здесь». Было установлено: кто хочет спросить или ответить, должен поднять левую руку. Помимо государственных в это время существовали и частные учебно-воспитательные заведения, в том числе иностранные, открытые немцами и французами. В 1784 году в Петербурге было 22 иностранных частных пансионов, 4 школы. Общее число учащихся – 500 человек (100 девочек).

Помимо общеобразовательных, доступных для всех школ в Петербурге была создана сеть закрытых учебных заведений. Инициатором ее создания был И.И. Бецкой – один из образованнейших людей своего времени. По разработанным Бецким докладам и уставам в Петербурге были открыты: воспитательный дом для детей сирот и подкидышей; училище при Академии художеств для мальчиков всякого звания, исключая крепостных, с 5 – 6 лет (1764); такое же училище при Академии наук (1765); воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре (1764); Сухопутный шляхетный кадетский корпус (преобразован в закрытое училище в 1766г.) и т.д.

Особое внимание Екатерина II уделяла созданию специальных женских учебных заведений. В 1764 году именным указом императрицы создается Общество благородных девиц в Смольном монастыре (Смольный институт благородных девиц). «Отделение благородных девиц» должно было дать обществу высокоинтеллектуальных женщин; «мещанское отделение» – пополнить «третье сословие» работницами и хозяйками, оно готовило учительниц, воспитательниц (позже преобразовано в Александровский институт).

Реформы Петра и Екатерины открыли путь радикального изменения судьбы женщины во всех сферах жизни. Смольный институт был задуман как учебное заведение с очень широкой перспективой. Учебную программу для него разрабатывал Д. Дидро. Учиться в институте считалось почетным. Обучение велось девять лет с 5 – 6-летнего возраста. В течение этих лет ученицы практически не бывали дома.

Екатерина II поддерживала движение умов в теоретическом осмыслении новой педагогической системы. Более того, она принимала в нем активное участие. Екатерина исходила из того, что главная цель школы не обучение, а воспитание. Разобравшись в педагогических идеях Монтеня, Локка, Екатерина пришла к выводу, что «самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими, есть приведение в совершенство воспитание».

С педагогическими воззрениями Екатерины связано и обращение к средствам сатиры в ее собственных сочинениях, и всемерная поддержка развития сатирического жанра на сцене, и в созданных по ее инициативе сатирических журналах. Сатира в эту эпоху была направлена на личностные, нравственные качества человека и способы их формирования.

Деятельность Академии наук при Екатерине, как при Петре, была ориентирована на преимущественное развитие естественных наук и гуманитарному знанию отводилось второстепенное место. И все же некоторые направления гуманитарных исследований оказались приоритетными и необходимыми. Прежде всего историческое и этнографическое, порожденные общей потребностью преодоления эгоцентризма общества.

В 1768 году публикуется историческое исследование сподвижника Петра В.Н. Татищева. А завершается серия исторических исследований в XVIII веке «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина.

Пристальное внимание Академия наук уделяла и проблемам языкознания. Это имело особое значение для Петербурга, где радикально менялось содержание культуры и необходимо было совершенствование языка, которое позволило бы ему адекватно выражать формировавшийся новый комплекс идей и в научной и в художественной сферах. Ответом на эту потребность стало издание «Толкового словаря русского языка» – первого в истории нашей культуры.

Просветительская философия в Петербурге формируется в результате зарубежных контактов — приглашения немецких преподавателей философии и обучения русских студентов в немецких университетах. Поэтому влияние немецкой философии на философскую мысль Петербурга было более сильным, нежели французской и английской.

2.Совершенствование книжного дела.

В прямой связи с развитием системы образования в Петербурге находилось развитие издательского дела, библиотек, книготорговли. Во второй половине XVIII века в Петербурге начинают выходить специальные научные журналы и литературная периодика: «Труды Вольного экономического общества» (1765); «Санкт-Петербургские еженедельные сочинения, касающиеся до размножения домостроительства и распространения общеполезных знаний» (1778); «Санкт-Петербургские ученые ведомости» (1777); политико-публицистические и литературно-художественные («Утренний свет», 1777; «Санкт-Петербургский журнал», 1798; «Почта духов», «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий», 1789 – 1793); «Санкт-Петербургский музыкальный магазин для клавикордов или пиано-форте, посвященный женскому полу и любителям сего инструмента» (1784) и многие другие.

В целом в XVIII веке в Петербурге работали 39 типографий – в два раза больше, чем в Москве. В городе стали появляться частные издательства И.Гартунга (1771), И.Вейтбрехта и И.Шнора (1776). Здесь печатались художественные и научные книги на русском и иностранных языках. С 1783 года "вольные" типографии попадают под жесткую цензуру.

В 1796 году Екатерина II, напуганная Великой Французской революцией, издала указ о закрытии «вольных» типографий и введении столичной цензуры. Ведущим издательским центром в XVIII веке стала типография Академии наук. В ней было опубликовано более 50 % всех изданий того времени. В 1728 году в Петербурге появилась первая книжная лавка.

Характерной чертой культуры просветительского типа стало собирание книг. В рассматриваемый период рождалась мощная волна библиофильства, начиная с собрания Е. Воронцовой-Дашковой, которая уже в 15 лет имела библиотеку в 900 томов (где были «Энциклопедия» Дени Дидро и Д`Аламбера, труды Монтескье, Вольтера, сочинения Буало), до И.И. Бецкого, Н.И. Панина, А.С. Строганова, А.П. Шувалова и других, наконец самой императрицы, имевшей в своем собрании 40 тысяч томов. Необходимым условием развития науки, деятельности учебных заведений стало создание публичных библиотек. Первая из них, библиотека Академии наук, была открыта еще в 1728 году. Затем последовала организация ряда ведомственных библиотек: при Вольном экономическом обществе, Медико-хирургической академии и Академии художеств.

На рубеже XVIII – XIX веков появляются коммерческие публичные библиотеки, как их тогда называли - «кабинеты для чтения». По большей части они организовывались книготорговцами при магазинах. Однако ни книжные лавки, ни ведомственные и коммерческие библиотеки не могли удовлетворить растущей общественной потребности в книгах, остро ощущалось отсутствие государственной публичной библиотеки. Идея создания в Петербурге публичной «для употребления всех и каждого» библиотеки принадлежала Екатерине II. По ее повелению 27 мая 1795 года началось строительство здания для библиотеки. Однако по целому ряду причин официальное и торжественное открытие государственной публичной библиотеки в Петербурге состоялось только в январе 1814 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: