Билет №11. 11. Освобождение русских земель от монголо-татарского ига

11. Освобождение русских земель от монголо-татарского ига. Становление единой Московской Руси.

• падение монголо-татарского ига; положение Руси на международной арене;

Отступая, Ахмат сумел разорить около двенадцати волостей по правому берегу Оки. Собираясь разграбить Конин и Нюхово, он подошел к городам, однако, узнав, что на него движутся отряды Андрея Меньшого, отступил и покинул Русь окончательно. Оставление русских земель Ахматом ознаменовало окончательное освобождение Московского государства от татаро-монгольского ига. Вскоре, 6 января 1481 года, хан Ахмат был убит тюменским ханом Ибаком. Победа над Ордой имеет огромное значение для истории Руси. Страна после почти 3 веков зависимости наконец освободилась от гнетущей власти Орды. Русь заметно отставала в развитии от других государств Европы. Только после Куликовской битвы (1380 г.) "собирание Руси" стало приобретать устойчивые черты.

• первоочередные задачи внешней и внутренней политики независимого государства;

Главной целью во внутренней политике было распространение великокняжеской власти на всю Великороссию, а в конечном итоге на всю Русь. В сферу его политической деятельности, таким образом, вовлекалось не только Великое княжество Московское, но также и многие другие части Руси. Его цели можно охарактеризовать как национально русские, а не специфически московские. Старая формулировка в титуле московских великих князей, Всея Руси, теперь приобретала дополнительное значение.

• рост территории Московского государства; борьба с Литвой за западнорусские области; подчинение Великого Новгорода;

Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана 3 (1462-1505) и Василия 3 (1505-1533). При Иване 3 было окончательно свергнуто независимое золотоордынское иго. При нем в отношении нашего государства стали использовать термин Россия. Опираясь на мощь Москвы, удалось завершить объединение северо-восточной Руси.

В 1468 г. было окончательно присоединено Ярославское княжество. В 1472 г. началось присоединение Перми Великой. В 1485 г. Тверь перешла к Москве. В 1489 г. в состав государства вошла Вятская земля, важная в промысловом отношении. В 1503 г. многие князья западных русских областей (Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские перешли от Литвы к Московскому князю). В 1480 г. было окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угра. Русь окончательно лет до 1480 г. прекратила платить дань Золотой Орде.

В 90-е годы XV в. князья западнорусских об­ластей (Вяземские, Белевские, Новосильс-кие, Одоевские, Воротынские, Мезецкие и др.) признали над собой явочным порядком власть Москвы, отпав от Великого княжества Литовского. Это вызва­но москоско-литовские войны 1492—1494 и 1500—1503 годов, успеш­ные для Руси. По их итогам к Москве отошли 70 волостей и 19 горо­дов, в том числе Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Путивль, Рыльск, Гомель, Любеч, Брянск, Мценск, Дорогобуж, Торопец. Граница Руси стала проходить всего в 50—80 км от Киева. Москва рассчиты­вала присоединить Украину и Белоруссию полностью, но сумела закре­пить за собой тогда лишь восточную часть Смоленской земли с горо­дом Смоленском в 1522 г. и Черниговско-Северские владения в 1523 г.

Это был поход за веру, против отступников от православия, как поход Димитрия против Мамая. Первый отряд разбил новгородцев на озере Ильмень, второй отряд разбил их на реке Шелони. Посадник Борецкий пленён и казнён. Литва не помогла новгородским сепаратистам. Новгород отказался от сношений с Литвой и заплатил контрибуцию 15, 5 тысяч рублей. В 1475 году Иван снова едет в Новгород для суда. К нему меньшие люди обращались с апелляцией. Они обращались к нему за правдой называя его государем, а не господином. В чём причина такого наименования и какая разница между этими понятиями? Государь это хозяин Тогда государем рабы и слуги называли хозяина. Когда новгородцы в 1478 году отказались именовать его так Иван пошёл снова на них войной. Осадил город и предъявил ультиматум: "Вечу не быть, посаднику не быть, быть московскому обычаю".

• увеличение власти Великого князя Московского; теория «Москва - третий Рим».

В годы правления Ивана III оформилась и иде­ологическая доктрина государства о преемствен­ности власти московских государей от римско­го императора Августа-кесаря, брат которого, Прус, правивший в При­балтике, являлся прямым предком Рюрика, а значит, и родоначальником московских князей. Развитие этой легенды привело к утверждению идеи «Москва — Третий Рим». Ее сформулировал в посланиях к Василию Ш псковский старец Филофей: «Церковь старого Рима пала, второго же Рима — константинопольскую церковь иссекли се­кирами. Сия же ныне третьего нового Рима — державного твоего цар­ствия — святая соборная апостольская церковь — во всей поднебес­ной паче солнца светится. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единенье, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть».

Филофей доказывал Ва­силию III, что первый Рим, языческий, пал из-за ересей, второй, Византия — из-за унии с католичеством, третий, истинно христианский Рим, Москва, стоит и четвертого не будет.

Официальная идеология Москвы отразила политические реалии своего времени. После падения Константинополя не осталось ни од­ного независимого православного государства. Сербия и Болгария еще раньше были завоеваны турками. Русские государи становились хра­нителями остатков истинного православия до второго пришествия Христа. Возвеличивание русской православной церкви, сопровождав­шееся ее духовной эмансипацией от Византии, отныне становилось делом политического престижа. Московский государь, получивший религиозное освящение своей власти, признававшийся «единым во всем мире царем православным», заражался византийским «комплек­сом имперского величия» и мессианским духом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: