Билет №17. 17. Преобразовательная деятельность первых Романовых и ее влияние на политическое, экономическое, социальное развитие России в ХVII веке

17. Преобразовательная деятельность первых Романовых и ее влияние на политическое, экономическое, социальное развитие России в ХVII веке.

• основные проблемы, стоящие перед Россией после Смуты и пути их разрешения;

В результате Смуты самодержавие, политическая организация общества были изрядно нарушены и их восстановление шло с трудом. В первой половине XVII в., и даже в его середине власть царя далеко не всегда являлась неограниченной. На светскую власть претендовала церковь. Патриарх Филарет, пользуясь положением отца царя, стремился подчинить государство церкви. Его наряду с царем величали “великим государем”. Беспокоили самозванцы: один выдавал себя за сына царевича Дмитрия, другой - за сына Василия Шуйского. Ивашка Воробьев выдавал себя за царевича Симеона Алексеевича. Опыт смутного времени учил, что такие явления в общественной системе, основанной на личной наследственной власти, опасны, грозят дестабилизацией. Опасность возрастала в связи с тем, что Михаил Романов был выборным царем и наследственных прав на престол не имел.

• Соборное уложение 1649 г.;

Как значилось в царском наказе составители Уложения должны были следовать апостольским правилам и законам «греческих царей» (Византийскому кодексу). Но все же их главная задача состояла в том, чтобы упорядочить законы, изданные в России при новой династии, и вместе с тем удовлетворить требования сословий, выдвинутые в дни мятежа в Москве. Соборное Уложение окончательно сформировало систему государственного крепостного права в России. Для поддержания государственного фонда земель законодатели запретили землевладельцам переводить крестьян с поместных земель на вотчинные. Соборное Уложение обязывало дворян осуществлять полицейский надзор за крестьянами, собирать с них и вносить в казну подати, отвечать за выполнение ими государственных повинностей. Крестьяне лишались права самостоятельно отстаивать свои интересы в суде.

• воссоединение Украины с Россией;

Будучи дальновидным стратегом, Хмельницкий понимал бесперспективность затягивания повстанческого движения. Своих сил было явно недостаточно, а попытки союза с крымским ханом заканчива­ть его предательством. Это было и в ходе второго этапа войны, в 1651-1653 годах. Хан изменил в самые ответственные моменты дважды, в сражении под Берестечком (июнь 1651 г.) и в окрестностях осенью 1653 г., когда спас, таким образом, армию короля от иного уничтожения.

С начала войны Хмельницкий не раз обращался к России с просьбой принять Украину в русское подданство. 1 октября 1653 г. Земский собор принял решение о воссоединении Украины с Россией. На Украи­ну было послано посольство во главе с В.В. Бутурлиным. 8 января 1652 г. Переяславская Рада единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России.

• эволюция политического строя и административного устройства государства при первых Романовых;

Политический строй России в XVII в. эволюционировал в сторону абсолютизма, т.е. такой системы правления, при которой главе государства принадлежит законодательная, исполнительная и судебная власть и которая осуществляется им при опоре на разветвленный аппарат полностью от него зависимых чиновников. Становление российского абсолютизма главным образом обусловливалось внешнеполитическими потребностями государства. На его необъятных просторах только самовластный монарх мог успешно справиться с мобилизацией материальных и человеческих ресурсов.

Переход России к абсолютизму выражался: в изменении царского титула, отмирании Земских соборов, эволюции приказной систе­мы и Боярской думы, увеличении числа людей недворянского происхождения в государственном аппарате, победном исходе борьбы светской власти с церковью.

• церковный раскол;

В 1653—1655 годах смелый и талантливый церковный деятель патриарх Никон (в миру Никита Минин) провел церковную реформу, заручившись поддержкой царя Алексея Михайловича, с которым его связывала личная дружба. Внешнеполитическая цель реформы состояла в том, чтобы сблизить русскую церковь с украинской. До воссоединения Левобережной Украины с Россией украинская православная церковь, подчинявшаяся Константинопольской патриархии, уже прошла аналогичную реформу. По мнению Георгия Флоровского, историка церкви, сущность церковного раскола имела своим истоком проводившуюся патриархом политику независимой и свободной церкви. Она опиралась на идею превосходства духовной власти над светской и основывалась на церковном учении о «царстве» Иоанна Златоуста. Староверов, глубоко усвоивших идею «Москва — Третий Рим», потрясли утверждения Никона, что священство выше царства и между ними нет никакого единства. Еще больше встревожила старообрядцев благосклонность к невиданному доселе новшеству Алексея Михайловича.

• осознание необходимости реформ и попытки их реализации в царствование Федора Алексеевича и правление Софьи Алексеевны.

Ряд реформ правительства Федор был направлен на централизацию власти и укрепление позиций дворянства. В 1678 была проведена общая перепись населения, отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, и в 1679 введено подворное обложение - первый шаг к подушной подати Петра I. Софья Алексеевна находилась у кормила государственной власти с 1682 по 1689 г. Ее фаворитом был видный государственный деятель и дипломат князь В.В. Голицын (1643–1714). Он имел программу радикальных преобразований, включавшую реформу армии, распространение просвещения и даже отмену крепостного права. При его активном участии было отменено местничество, а в 1686 г. был заключен "Вечный мир" с Польшей, по которому Россия получила Киев. Однако два похода на Крым, осуществленные под руководством Голицына в 1687 и 1689 гг., оказались неудачными, а его реформистские планы – нереализованными.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: