Билет №18. 18. Причины и суть церковного раскола, его значение

18. Причины и суть церковного раскола, его значение.

• Причины реформ Никона; суть разногласий патриарха Никона и протопопа Аввакума; причины выхода конфликта за пределы религиозного спора;

В 1653—1655 годах смелый и талантливый церковный деятель патриарх Никон (в миру Никита Минин) провел церковную реформу, заручившись поддержкой царя Алексея Михайловича, с которым его связывала личная дружба. Он видоизменил некоторые традиционные обряды, подверг богослужебные книги смелому редактированию, взяв за образец греческие, но издававшиеся в католической Венеции. Несколько раз, начиная с XVI в., церковь - при содействии государства - предпринимала попытки исправления церковных книг, в которых, при многовековом переписывании накопилось немало погрешностей, путем сличения их с греческими оригиналами. Но это начинание до Никона не было последовательно осуществлено в государственном масштабе и не носило общеобязательного характера. Церковно-обрядовая реформа патриарха Никона имела целью унифицировать богослужебную практику в масштабах всей страны. Косвенным образом она служила делу централизации и усилила подчинение церкви светской власти. Внешнеполитическая цель реформы состояла в том, чтобы сблизить русскую церковь с украинской. До воссоединения Левобережной Украины с Россией украинская православная церковь, подчинявшаяся Константинопольской патриархии, уже прошла аналогичную реформу.

• Причины конфликта между Никоном и Алексеем Михайловичем; дальнейшая судьба никоновских преобразований;

По мнению Георгия Флоровского, историка церкви, сущность церковного раскола имела своим истоком проводившуюся патриархом политику независимой и свободной церкви. Она опиралась на идею превосходства духовной власти над светской и основывалась на церковном учении о «царстве» Иоанна Златоуста. Староверов, глубоко усвоивших идею «Москва — Третий Рим», потрясли утверждения Никона, что священство выше царства и между ними нет никакого единства. Еще больше встревожила старообрядцев благосклонность к невиданному доселе новшеству Алексея Михайловича.

Однако опасения староверов были напрасны. Самодержавие не могло долго терпеть второго «великого государя». Близкие отношения между царем и патриархом после длительных перипетий окончательно расстроились. Церковный собор 1666 г., на котором прокляли Аввакума, вынес и его злейшему противнику обвинительный приговор, и бывший патриарх простым монахом отправился в ссылку в далекий Ферапонтов монастырь на Белом озере.

• Значение и основные формы раскольнического движения; отношение правительства и церкви к раскольникам.

Значительная часть крестьян, горожан, стрельцов, казаков, низшего и среднего духовенства, а также некоторые аристократы (сестры: боярыня Ф.П. Морозова и княгиня Е.П. Урусова) восприняли реформу как крушение истинной старой веры (отсюда одно из названий — староверы) и новую ересь. Ocoбенно чувствительным и неприемлемым для противников реформ было изменение традиционного греко-византийского двоеперстного крестного знамения на троеперстное. Так возник церковный раскол. Приверженцы старого обряда — старообрядцы — провозглашали идей конца света и пришествие царствия антихриста.

Раскольническое движение не выдвинуло конструктивной политической программы и приобрело характер широкого демократического протеста. Соловецкий монастырь, братия которого отвергла pеформу патриарха, целых восемь лет, с 1667 по 1676 год сопротивлялся осаждавшим его правительственным войскам. При наступлении войск на скиты староверы устраивали массовые сожжения. Их лидером стал протопоп Аввакум (Петров) — талантливый писатель-полемист, написавший автобиографию «Житие протопопа Аввакума им самим написанное». Почти 30 лет своей жизни он провел в ссылке, сначала в сибирской, затем — пустозерской. Подвергшийся анафематствованию церковным собором 1666 г., «огнепальный» Аввакум, единственный в истории, в ответ сам проклял этот собор, невзирая на авторитет присутствовавших на нем трех патриархов: Московского, Александрийского и Антиохийского. Вместе со своими сподвижниками Аввакум провел 19 лет в пустозерской «земляной тюрьме», откуда рассылал по России свои послания.

В 1682 г. по указу молодого царя Федора Алексеевича четырех пустозерских соузников, лидеров раскола — Аввакума Петрова, монаха Епифания, попа Лазаря и дьякона Федора — заживо сожгли как нераскаявшихся еретиков.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: