Билет №64 64. Особенности советской национальной политики и национально-государственного устройства (1917 – 1940-е годы)

• право наций на самоопределение и его реализация;

Реальностью было то, что за годы гражданского противостояния на развалинах Российской империи уже появились самоуправляющиеся территории, которые по-своему решали национальный вопрос. Ряд территорий, руководимых "национальными" (нерусскими) лидерами, вообще отпал от России, а на территориях, контро­лируемых Красной Армией, стихийно возобладал принцип федеративного устройства. Строительство автономий на территории РСФСР в 1919 - 1921 было поручено специальному правительственному органу - Наркомнацу, возглавляемому Сталиным, который с предреволюционных лет мало изменил свою позицию по национальному вопросу. Новые границы и статус автономий нередко определялись поспешно, путем чисто административных решений. На территории РСФСР были образованы Немцев Поволжья трудовая комму­на (1918), Башкирская АССР (1919), Татарская АССР, Карельская трудовая коммуна, Чувашская АО, Киргизская (Ка­захская) АССР, Вотская (Удмуртская) АО, Марийская и Кал­мыцкая АО, Дагестанская и Горская АССР (1920), Коми (Зырян) АО, Кабардинская АО, Крымская АССР (1921).

• национальная политика в годы гражданской войны;

Из-за сильного территориаль­ного смешения национальностей было очень трудно, а порой и невозможно основывать размежевание республик по признаку национального состава. Зачастую этот признак отступал на второй план перед экономической целесообразностью, просьбами национальностей об усилении экономического потенциала соответствующих образований и дру­гими обстоятельствами. В условиях жесткой централизации, при­сущей периоду «военного коммунизма», постоянно возника­ли конфликты и трения между центральными и местными властями. У самих коммунистов, особенно на местах, заметными были на­ционалистические и сепаратистские настроения. Местные ру­ководители постоянно стремились поднять статус своих наци­онально-государственных образований, которые окончательно не были установлены, а взаимоотношения с центром законодательно урегулированы. Вся военно-федеративная государственная организация к исходу гражданской войны представляла собой довольно неустойчивое единство.

• образование СССР: провозглашаемые принципы и реальность;

Процесс автономизации был распространен и на взаимоотношения между формально независимыми советскими республиками. Были подписаны договоры РСФСР с Украиной, Белоруссией, с последующим объединением (фактически - централизацией) партийно-хозяйственных структур управления (наркоматов и др.). Российские учреждения и ведомства распространили свою деятельность на другие республики. Несмотря на резкое несогласие республиканских властей в отношении роста централизации в управлении, в августе 1922 г. для реализации идеи еще большего объединения советских республик образована специальная комиссия под председательством В.В. Куйбышева. Разработал резолюцию Сталин. Ликвидация самостоятельных республик должна была осуществиться по "инициативе" национальных Съездов Советов этих республик. Ленину было направлено письмо Сталина: «За четыре года гражданской войны, когда мы ввиду интервенции вынуждены были демонстрировать либерализм Москвы в национальном вопросе, мы успели воспитать среди коммунистов, помимо своей воли, настоящих и последовательных социал-независимцев, требующих настоящей независимости во всех смыслах… „Национальная" стихия работает на окраинах не в пользу единства советских республик". По проекту Сталина, предусматривалось вхождение всех республик в РСФСР на правах автономий. Ленин, после встреч с представителями республик, стал противником сталинского проекта. По его поручению, Л.Б. Каменев (заместитель), в очередном проекте заменил автономизацию, договорным объединением республик, что и было поддержано партийным пленумом. По рекомендации Ленина, новое государство было названо не Российской Федеративной Республикой (предложено Сталиным), а Союзом Советских Социалистических Республик. Так из названия нашей страны надолго исчезло слово «Россия» и его производные, включая «россияне».

• Какие республики заключили союзный договор в 1922 г.?

В За­кавказье (1922) была создана Закавказская Фе­дерация (ЗСФСР), которая, хотя и оказалась нежизненным политическим объединением, стала прообразом всего последующего национально-административного строительства. На территории России были организованы автономные области (Карачаево-Черкесская, Чеченская и др.). Сталинская идея автономизации, как основной инструмент этнической политики, после распространения вширь, получила развитие вглубь. В конце 1920-х выделены национальные округа (10) и мелкие национально-административные единицы. Только в РСФСР и УССР существовало 270 национальных районов и около 300 национальных сельсоветов. Тем не менее, состав населения всех республик, автономий, районов не был моноэтническим, более того, "титульная национальность" нередко составляла меньшинство среди населения.

• решение вопросов национального развития в советских конституциях;

В Основном Законе были отражены перемены в национально-государственном устройстве СССР, появление новых союзных и автономных республик и областей. В связи с ликвидацией ЗСФСР возникли самостоятельные республики: Армянская, Азербайджанская и Грузинская ССР. Казахская АССР и Киргизская АССР были преобразованы в союзные республики. Общее число союзных республик, непосредственно входящих в состав СССР, возросло до 11. Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР. На основе Конституции СССР 1924 г. были внесены изменения в Конституции союзных республик.

• учет специфики социально-экономического, политического, культурного, религиозного развития национальных регионов при разработке планов социалистического строительства;

"Национальное строительство" (так именовался весь комплекс мероприятий, связанных с автономизацией, культурным и языковым развитием нерусских национальностей) продолжалось на протяжении 1920—30 гг. Особенно активным оно было в первое десятилетие советской власти. Автономизация, национально-государственное межевание порождали необходимость возникновения многочисленного бюрократического слоя, нерусского по составу, что положило начало политике коренизации. Суть этой политики состояла в том, чтобы дать ускоренное образование и привлечь к управлению так называемые нацкад­ры, сформировать интеллигенцию. Для достижения пропагандируемого «национально­го равенства» на время забывались даже принципы «диктатуры пролетариата».

Особенно значительным в те годы было культурное развитие северных регионов. После упразднения в 1923 г. Наркомнаца при Президиуме ВЦИК РСФСР создан Комитет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера). В 1925 г. постановлением ВЦИК и СНК утвержден список «малых народов Севера», которые в ходе социалистического развития должны были достичь фактического равенства с остальным населением СССР. Была проведена Приполярная перепись (1926—1927гг.), в которой были учтены все оленеводческие, охотничьи и др. промысловые хозяйства коренных северян. Важнейшими шагами по проведению национальной политики на севере страны было принятие специального «Временного положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР», организация родовых, туземных, затем ко­чевых и национальных советов, распространение участия в их работе корен­ного населения, организация север­ных автономий (национальных округов и районов).

Гигантский комплекс мероприятий по национальному строительству во всем СССР осуществлялся под лозунгом помощи, порабощенным царской Россией народам ("борьба с колонизаторством"), выравнивания уровней эконо­мического, социального и культурного развития. Работа велась под руководством ВЦИК и Госплана, и его нельзя не расценить как гигантский шаг в преодолении того культурно-образовательного разрыва, какой имелся между европейской частью бывшей империи и ее восточными рубежами, между всем населением страны и развитыми странами зарубежной Европы.

Таким образом, цели демократической национальной политики — достижение фактического равно­правия всех народов (национальностей) и всех граждан страны, вне зависи­мости от их этнической (национальной) принадлежности — не были достигнуты. Однако при всей противоречивости идеологии, содержания и результатов советской политики в отношении российских национальностей (национальных меньшинств) она имела огромное позитивное значение, причем не, только для России, но и для всего мира.

• причины, особенности, основные этапы национальных репрессий (включая депортации)

К депортациям, то есть насильственному переселению, народов правительство прибегло сразу же после установления советской власти, несмотря на провозглашение демократических принципов развития общества. С помощью насильственных депортаций народов в 20-40 гг. тоталитарная система пыталась укрепить режим. Одной из первых акций стало выселение терских казаков.

Жертвами репрессий стали тысячи политэмигрантов, многие работники Коминтерна. Репрессивная политика проводилась против целых народов. В 1937 г. СНК и ЦК ВКП(б) постановили немедленно выселить из Дальневосточного края проживавшее там корейское население. Необходимость этого акта мотивировалась возможной засылкой на Дальний Восток японскими спецслужбами китайских и корейских шпионов. Вслед за тем свыше 36 тыс. корейских семей (более 170 тыс. человек) были депортированы в районы Средней Азии.

В Прибалтике, Западной Украине, Западной Белоруссии и Молдавии национальная политика приобрела особый размах.

Когда произошло присоединение данных территорий, то и те, кто радовался приходу новой власти, и те, кто растерялись от нового поворота в жизни, вскоре испытали на себе сталинскую диктатуру: коллективизацию, массовое выселение с Запада в Сибирь и на Север, репрессии невинных людей.

В мае-июне 1941 года активно готовилась операция по высылке "кулаков и прочих антисоветских элементов" из западных регионов. 7 июня заместитель наркома внутренних дел СССР Н.С. Круглов в письме на имя наркома здравоохранения СССР Г.А. Митерева сообщал, что по решению правительства в ближайшее время из Прибалтийских республик, а также Молдавской ССР начнется отправка эшелонов со спецпереселенцами.

Согласно этим инструкциям операция по выселению из Прибалтийских республик и Молдавской ССР проводилась одновременно, в день, назначенный НКВД СССР. В тот самый день зам. Меркулова комиссар ГБ 3-го ранга Серов утвердил Инструкцию о порядке высылки антисоветских элементов из Литвы, Латвии, Эстонии. В начале июня оперативный штаб при НКВД ЛССР обсчитал сколько вагонов необходимо для выселения людей их Литвы, было определено как их рассадить по вагонам, чтобы не было шума и паники. Серов в своей директиве указал, что в один вагон садятся не менее 25 человекСудя по некоторым отчетам, выселение началось 11 и 13 июня. Однако основная часть операции осуществлялась 14 июня 1941 года. Именно в этот день Берия утвердил план мероприятий по этапированию, расселению и трудоустройству спецконтингентов, высылаемых из Литовской, Латвийской, Эстонской и Молдавской ССР. План предписывал порядок и места депортации почти 75 тыс. выселяемых, в том числе: 22885 глав и 46 557 членов семей. Главы семей и более 4 тыс. уголовников подлежали высылке в лагеря, а члены семей - на спецпоселение. Для обеспечения операции выделялось 7 тысяч охранников.

29 сентября 1941 года начальник отдела труда и спецпоселений ГУЛАГа НКВД Конрадов представил Берии справку о количестве ссыльных поселенцев, прибывших из Литовской, Латвийской, Эстонской, Молдавской республик и западных областей УССР и БССР. Согласно ей на спецпереселение к этому моменту прибыло 85 716 человек. Депортированные из Молдавии располагались в Казахстане (9 954 человека), в Коми АССР (352 человека), в Красноярском крае (470 человек), в Омской (6 085 человек) и Новосибирской (5 787 человек) областях.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: