Расселение,хозяйство,соц устройтво, материальная и духовная культура сакских племен

Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в 1 тыс. до н.э. Так, в степях Казахстана появились объединения, известные как саки. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира. Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Часто верховными правителями союзов племен становились и женщины. Опорой царской власти были "лучшие мужи"- военно-племенная аристократия.

Хозяйство и культура саков. Господствующим типом хозяйства у племен Казахстана являлось полукочевое и кочевое скотоводство. Племена сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое, оседлое. Важную роль в хозяйстве и вообще в жизни степняка играла лошадь, что также подтверждается археологическими материалами. При раскопках погребений воинов и знатных лиц находили скелеты высокорослых лошадей. Помимо породистых, разводились и обыкновенные лошади: небольшого роста с короткими ногами, но очень выносливые.

На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи.

Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества.

Главным компонентом искусства древних кочевников являлась своеобразная изобразительная форма, называемая в науке "звериным стилем". Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы.

По данным антропологов можно сделать вывод, что население Казахстана было европеоидным. Саки говорили на восточно-иранских языках или диалектах.

В 6в до н.э. против саков выступил царь Ахеменидов Кир.

В 519-518 гг против саков-тиграхаудов выступил огромным войском другой персидский царь Дарий 1.

В 4 в до н.э. против саков начал войну А.Македонский.

Уже в III в. до н.э. на базе сакских племенных союзов возникают новые, более сложные политические системы.

5.Расселение, хозяйство, соц устройство, материальная и духовная культура усуней и канглов. В 160г. до н.э. земли саков тиграхаудов в Семиречье заняли племена уйсуны. Уйсуны говорили на древнетюркском языке. Территория – район Семиречья.

Столица – Чигучен находилась на берегу Иссык-куля. Государство делилось на 3 части: восточную, западную, центральную.

Они вели войны с канглами и гуннами за пастбища, торговые пути. Имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем.

Хозяйство было скотоводческо-земледельческим. Разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. Расстояния между зимовками были небольшими. Поэтому они могли долгое время оставаться на месте зимовок и летовок. Также было развито земледелие.

В большом кол-ве изготовляли керамическую посуду. Титул главы гос-ва - гуньмо, племенная и родовая знать – беки. Существовала частная собственность на скот и землю.

Соц неравенство хорошо прослеживается на археологических материалах – курганах. Объем и размер кургана, возведенного над могилой, говорили о его положении в обществе и степени его богатства.

Ярким памятником ювелирного искусства является – Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье. Датировка – 1 в до н.э. – 2 в н.э. Главная идея диадемы – изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь земли, птицы – небо, крылатые кони – Солнце.

Канлы. В 3в. до н.э на юге Каз сформировалось объединение канглов. Территория – от Среднего течения Сырдарьи до предгорья Каратау. Столица Битянь.

Вели войны с соседними племенами: гуннами, уйсунами и подчинили себе Бухару,Хорезм и некот др области Ср Азии. Канглы контролир отдель участки ВШП. Занимались скотоводством и поливным земледелием, в хозяйстве преобладали овцеводс и коневодство. Большую роль играла охота. было развито рыболовство. Из глины делали разную посуду способами круглой лепки и на гончарном круге. Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводство и зерно, что привело к развит внешней торговли.

Титул правителя –хан, власть передавалась по наследству от отца к сыну. Хан опирался на 3-х помощников визирей. Воины превратились в средство обогащения имущих.Пленных обращали в рабов, они заним в основ приготовл пищи, ухажив за скотом.

Обожествляли солнце, луну, звезды. Археологич культуры делились на 3: 1.Каунчинская культура. 2.Отраро-Каратауская 3.Жетиасарская культура 6. Расселение общественный строй этнополитическая история хуннов. Это были воинственные кочевые племена, обитавшие на территории от Тихого океана и до Семиречья. В 3 в до нэ во главе гуннских племен стал Модэ шаньюй,который осуществил ряд победоносных войн.

В результ внутр междусобиц в 55г до н.э. произошло разделение хунского государства на Южную и Северную. Южные приняли подданство Китая, а Северные во главе с Чжи-Чжи перекочевали на земли Монголии.

Первая волна переселения гуннов нач в 47 г. до н.э., когда сев гунны пересекли Тянь-Шань и приблизились к владениям канглов. Чжи-чжи заключил союз с канглами для борьбы против усуней. Правитель канглов пригласил его к себе и предоставил ему командовать канлыкской кавалерией, также отдал ему в жены свою дочь, в надежде, что разбив усуней, Чжи-чжи уйдет в долины рек Или и Чу. Однако в 46-36гг до н.э. в результате войны Чжи Чжи не смог разгромить усуней и между ними назрел конфликт и Чжи Чжи отказавшиь от подчинения канглов убил в гневе свою жену и неск полководцев армии канглов.

Вторая волна переселения хуннов началась в 93г н.э., хунны проникли на Сырдарью.

С их проникновением во главе с Атиллой в Европе начинается «великое переселение народов». Гунны во главе с Атиллой произвели сокрушительные набеги на европейские страны. Гунны освободили Европу от господства Рима, что способствовало крушению рабовладельческого строя.

В 451г объединен. римско-германс войско выступило против них. Недалеко от города Труа в Каталаунской долине в Галлии произошла знаменитая битва получившая название «битва народов»,где войско Атиллы потерпело поражение. После смерти Атиллы в 453г его держава распалась.

Основ занятие – кочевое скотоводство. Основа войск – подвижная конница.

Титул правителей – Шаньюй – бывший неогранич монархом. Его заместит – темники – их количество 24.

В 3-5вв у степных племен развивиается полихромный стиль, основной материал – золото, были разные приемы украшения предметов: инкрустация - вставка из цветных камней, зернь – запаивание золотых шариков на основу, скань – запаивание витой проволочки. Полихромный стиль сменил звериный. С появлением этих племен в КЗ связано проникновение большой группы тюркоязыч племен, проникновение монголоидных черт в европеоидном облике местных жителей, проникновение полихром стиля в искусстве.

7.Тюркский каганат(552-603), территория, общественный строй, взаимоотношения с другими государствами. Образование тюркского каганата. После падения могущества усуней Жетысу превратился в постоянную арену войн. Появившиеся здесь в V в. отряды жужаней вынудили усуней перенести свои кочевья из степной части на Тянь-Шань. Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Жетысу,восстали против жужаней и в 482 г. создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 г. теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племен Ашина поставляло для жужанской империи железо. Именно подданные ашина стали впоследствии называться тюрками. Само слово "тюрок" значит крепкий, сильный.

В 545 г. телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрков - ашина Бумын. В 551 г. он заключил союз с Китаем и, разгромив жужаней, принял титул Иль хан. После смерти Бумына в 552 г. на престол вступил его сын Кара-Иссык хан, который нанес полное поражение жужаням.

В 553 г. жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми каганом. Усуни, ослабленные набегами жужаней, не оказали сопротивления, и уже в 555 г. войска Истеми достигли Аральского моря и предместьев Ташкента. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Едиля до Хинганских гор. Во главе новой державы стоял каган, вторым лицом был его родственник, носящий титул «ябгу».

В социальном плане тюрки делились на три слоя - беки, карабудун - основная масса и таты-рабы из военнопленных. Подчиненные тюркам телесские племена назывались огузами. Только появившись, Тюркский каганат сразу стал в один ряд с мировыми империями того времени. Могущество тюркской державы вскоре пошатнулось вследствие междоусобиц. Распад тюркского каганата. Новый правитель Китая порвал все отношения с тюрками и запретил вывозить шёлк в степь, что сразу подорвало могущество тюркской знати, богатевшей за счет пошлин с караванной торговли на Шелковом пути и начались междоусобицы. В 603 г Тюркский каганат распался на 2 части.Причины: усиление междоусобных войн, обострение соц противоречий, наступление Китая на границы каганата, войны с соседними странами.

8.Этнополитическая история Тюргешского каганата (704-756). Столица- Суяб. В 704г тюргеши захватили власть в Семиречье и на смену Зап. Тюрк. Каганату пришел Тюргешский каганат. Основатель Ушлик каган, который разделил страну на 20 уделов (тутуков) по 7 тыс. воинов в каждом. Тюргеши делились на две группы: желтые тюргеши - на берегу рЧу, ставка – Суяб; и черные тюргеши – на берегу рТалас, ставка – Тараз

Тюрг каг с приходом к власти Сулук кагана (715-738) значительно окреп.Сулуку пришлось вести борьбу на два фронта: на зап – с арабами, на вост – с Танской империей.Будучи искусным дипломатом и блистательным полководцем, Сулук предотвратил опасность с вост, что позволило тюргешам активизировать свои действия на зап.В 723 г тюргеши +карлуки нанесли крупное поражение арабам. За смелые и решительные действия Сулука арабы прозвали его (Бодливый).

Таласская битва - в середине 8 века за господство в этом регионе столкнулись интересы арабов и Китая, исход которого решила Таласская битва. В 751г близ г. Атлаха на берегу р. Талас развернулось грандиозное сражение между арабами и китайцами. Битва продолжалась 5 дней. В решительный момент в тылу китайцев восстали карлуки и перешли на сторону арабов. Китайское войско было разбито.

Ист значение Таласской битвы. Кит войска оставили не только пределы Семиречья, но и Вост Туркестана. Арабы тоже не удержались в Таласской долине и отступили в Шаш.Распространение мусульманской религии в Каз. Арабо- китайкое нашествие, междоусобицы окончательно подорвали Тюргешский каганат и оно пало в 756г. под натиском тюрко-язычных племен карлуков.

9. Определите место Карлукского каганата в истории Казахстана. Карлукскии каганат. Карлуки, расселявшиеся на склонах Алтая, входили в состав Западного Каганата и имели правителя с титулом ельтебер. С ослаблением власти кагана карлуки все более стремились к самостоятельности. После падения Западно-Тюркского каганата карлуки попадают под влияние Китая, их вожди принимают китайские титулы, но относительная самостоятельность сохраняется. Именно вмешательство карлукских отрядов позволило арабам победить в Таласской битве в 751 г. После ряда побед над тюргешами и восточными тюрками карлукский правитель - джабгу был признан "царем Алтая". В 758 г. карлуки начали наступление в Жетысу против тюргешей. Через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Тюргеши частью подчинились, частью откочевали на восток. Карлукские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжелыми поражениями. В 791 г. уйгуры разгромили карлуков,а в следующем году карлуки были разбиты арабами в Фергане. Карлуки были вынуждены подчиниться уйгурам. Только после поражения Уйгурии в 840 г. карлукам удалось освободиться. Правитель Испиджаба джабгу Билые-Кюль Кадыр хан принял новый титул каган и объявил о независимости карлуков. Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов, правитель Самарканда в 840 г. объявил "священную войну" против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане. Основная часть карлуков приняла ислам в 960 г. История Карлукского каганата оказалась недолгой. В 940 г. столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана - чигилями и ягма и Карлукский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии - Караханидам, которые на долгое время смогли объединить карлукские и тюргешские племена Жетысу и долины Сырдарьи.

10. Расскажите этнополитическую историю кимаков. Первые сведения о кимаках, известных под именем яньмо, встречаются в кит источниках. Террит – от сред Иртыша до Джунг ворот (сев,Вост,Центр Каз). Столица – Кимакия на р.Иртыш.

Легенда о происхождении кимаков сохранилась в ед. источнике – в труде персидского историка 11века Гардези. По этой легенде кимаки происходят от татар. После распада в 840 г Уйгурского каганата часть входивших в него племен присоединилась к ядру кимакского объединения. Именно с этого момента складывается кимакская конфедер в составе 7 племен: эймур, имак, кыпчак, татар, байандур, ланиказ и ажлар.

Самым крупным и сильным племенем были кыпчаки. Жабгу – титул правителя, с 10в – каган. Каганат делился на 12 улусов. Шад-тутуки – правители племен. Жатаки- обедневшие кочевники. Имели собственную письменность на основе древнетюркского алфавита. Религиозные верования – язычество, шаманизм, манихейство, ислам.

Причины ослабления: центробежные тенденции кыпчакских ханов, стремиышихся к самоопределению. Усиление внутренних жеждоусобиц. Миграция кочевых племен из ЦентрАзии. В нач 11 в Кимакский каг пал, власть перешла к кыпчакам.

11. Место и роль Огузского гос-ва в тюркской цивил-ции.

Территория от ср.течения Сырдарьи до низовьев Волги. Столица – Янгикент.Титул правителя – жабгу. Иналы – наследники престола,их воспитатели – атабеки.Кюль-еркины – заместители жабгу.Сюбаши – главный предводитель войска.

Основная религия – язычество,шаманизм,позднее ислам.По свидетельству Махмуда Кашгари огузы делились на 24 племен, из них 12 племен – бузуки,12 племен – учуки.Огузы играли важную роль в политической военной истории Евразии. Во время правления последнего жабгу Огузов Шахмалика государство усилилось. В 1041г он покорил Хорезм,спустя 2года он попал в плен к сельджукам и был казнен. Причины ослабления: многолетние стычки,глубокие внутренние противоречия,войны с сельджуками,народные восстания против налогов.Держава огузов окончательно пала под ударом кыпчаких племен

12. Образование Караханидского Гос-ва: феодальные отношения и социальная структура. В образовании государства Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации. Родоначальником дин Караханидов был Сатук-Богра-хан (915-955),который в 942 г сверг правителя карлуков в Баласагуне и объявил себя верховным каганом.Территория: Семиречье, Мавераннахр, Кашгар.Столица – Баласагун.

Хан – титул правителя.Илак,тегин – правители уделов.

Икта – право сбора налогов, а его обладателя называли иктадар.В 960 г караханиды впервые объявили ислам государственной религией.

В 1017г кидании вторглись в Семиречье и дошли до Баласагуна. Но правитель карханидов Туган хан разбил войско киданей и заставил их отступать на восток. В 1089 г караханиды попали в вассальную зависимость к сельджукскому правителю.

При правлении могущественного султана Санжара (1118-1157гг) сельджуки добились наибольшего влияния в Мавераннахре. К этому времени намечается политический упадок караханидов. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г власть над обоими ханствами гос Караханидов перешла к каракитаям. Окончательно история могушественного государства Караханидов завершилась в нач 13 века в борьбе с найманами и хорезмийцами.

13. Роль и место кыпчаков в этнополитической истории народов средневековья. В начале 11в после падения Кимакского каганата на территории Каз образовалось новое сильное госуд – Кыпчакское ханство.

В нач 2 четверти 11в появилось название «Дешт-и-Кыпчак» (Степь кыпчаков)

Территорию кыпчаков можно условно разделить на: Восточный Дешт-и-кыпчак, Западный Дешт-и-кыпчак. Столица – Сыгнак.

Хан- титул правителя, избирали из династийного рода - ель-борили, ставка хана - Орда.

Роды и племена таже разделялись по соц значимости. Рабы – самые бесправные группы, за счет военнопленных и их использовали в хозяйстве в качестве слуг. Частная собственность – на скот. Мерила богатства – число лошадей. В 11-13вв кыпчаки были самыми многочисленными племенами из тюркоязычных народов ЦентрАзии и ВостЕвропы. Антропологический тип кыпчаков относится к переходной от европеоидной к монголоидной. Кыпчакский язык составляет основу современного казахского языка. Причины ослабления:ориентация на сближение с Хорезмом среди знати кыпчакских племен, сложение крупного объединения канглы, усиление междоусобной борьбы.В нач 13в Хорезм шаху Мухаммеду удалось захватить у кыпчаков обл Сыгнака.В 1216г во время похода Мухаммеда против кыпчакского хана Кадыра он дошел до реки Иргиз, где в Тургайских степях случайно столкнулся с войском Джучи-хана, преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков. Это было первое появление монголов на территории казахов. Кыпчакское ханство окончательно пало под натиском монгольского нашествия и территоря вошла в состав улуса Джучи.

14.Духовная культура тюркских народов в 6-8вв. Памятники др-тюркской письменности и культуры. Язык. В связи с распространением ислама широкое распространение получает арабский язык.

Письменность. Из-за сходства со скандинавскими др-тюркские письма называют руническим. С 9 в широкое распространение получает арабский алфавит.

Основные памятники. Юсуп Баласагуни (11в) написал поэму «Кутадгу билиг» (Знание, приносящее счастье).

Махмуд Кашгари (11в) – написал «Диуани лугат-ат-тюрк (словарь тюрк наречий

Ходжа Ахмет Яссауи (12в) – ему принадлежит диуан-и-Хикмет (книга о премудрости).

Ахмет Иугнеки (12в) – его книга «Хибат Ул Хакайк» (Подарок истины)

По ВШП распространялись такие религиозные идеи как: буддизм –1в до н.э., распространяли племена согдийцев, канглов (1-3в н.э).

Христианство несторианского толка – 7-8в. Характерно почитание четырех стихий Вселенной – воды, огня, земли и воздуха. Ислам – 8-9век шел процесс исламизации ЮК.

15. Экономическая и культурная жизнь Каз в 6-10вв. Хозяйство. Основное занятие - кочевое и полукочевое скотоводство. В основном разводили лошадей и овец. Основой имущественного неравенства была частная собственность на скот Также занимались охотой. Не малую роль играло рыбная ловля. Также занимались полевным земледельем. Было развито гончарное дело, кузнечное, ювелирные дела, ткачества, металлургия. Ранние ср-вековые гос-ва имели торговые отношения с Византией, Ираном, Ср.Азией, Кавказом, Алтаем, Вост.Туркестаном и Сибирью. Торговля развивалась в 3 направлениях: торговля между странами, торговля между городами и округами, торговля между городами и кочевой степью. Торговля требовало развитого денежнего обращения. 9-10вв в обиходе жителей Каз. находились монеты государства Саманидов - золотые динары, серебряные дирхемы и медные фельсы.

Города-центры земледелья, торговли, ремесла и культуры. Цитадель - администр район где жил правитель города. Шахристан - центральный район где жили знатные люди, военно начальники, духовенство. Рабад - хозяйст район где жили ремеслиники земледельцы и торговцы. В 11-12в наблюд. территориальный рост городов за счет увеличения рабадов и оседания кочевников. Крупные города это Испиджаб,Отрар,Тараз,Коялык,Орда,Бескамыр.

16. Литература и наука тюрков в домонгольский период. Наука. С X века, в связи с распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. В городах Сайрам, Отрар, Туркестан открывались медресе, широкое распространение получили наука и образование.

Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби, писавший труды арабским письмом. Алъ-Фараби (870-950 гг.) родился в городе Весидж в округе Фараб, получил образование на кыпчакском языке

Абу Райхан аль-Бируни (973-1050 гг.) - ученый-энциклопедист.Он впервые высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца. Бируни доказал за 600 лет до Галилея и Ньютона - закон всемирного тяготения.

Махмуд Кашгари (1030-1090 гг.) написал труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). Данный труд является единственным в своем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века Юсуф Баласагуни (1021-1075 гг.) известен своим трудом «Кутадгу билик» («Благодатное знание»). Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском язьже. «Кугадгу билик» - это научный труд, отображающий общественную жизнь тюркоязычных народов XI века.

Литература. Развитие устного народного творчества в 7-9 веках открыло путь к развитию письменной литературы, начиная с 10 века. Значительную роль в развитии письменной литературы сыграла исл амская религия. Видный поэт эпохи Караханидов Ахмед Иугнеки был прозван «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его знаменитая книга «Дар истины». Дастан (поэма) написан на тюркском языке.

Ходжа Ахмед Йасауи (1103-1167 гг.) родился в городе Сайрам. Он был проповедни-ком исламской религии в Казахстане. Учителем Йасауи является святой Арыстан-Баб. Сборник стихов «Диуан-и-хикмет» («Книга о премудрости») написан на тюркском языке арабским алфавитом. Автор проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм, призывает людей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Одним из великих поэтов является Сулеймен Бакыртшш - ученик Ахмеда Йаса уи, известный в народе как Хаким-ата. Таким образом, в 10-12 веках у тюркоязычных народов Казахстана появились значительные научные труды и литературные произведения, что было шагом вперед в развитии духовной культуры.

17. Распространение Ислама на территории Казахстана -

Распространение ислама. Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан в начале VIII века. Арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походы других народов, объявляя им «войну за истинную веру».Арабы захватили земли Ирана, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, затем вторглись в южные регионы Средней Азии.

В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960 году объявил ислам государственной религией. в Х-ХII веках стали возводить крупные архитектурные сооружения в соответствии с канонами ислама мечети, также мавзолеи (крытые монументальные надгробные сооружения). Примером служат мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби возведены в Х-ХII веках.

В конце X - начале XI веков население Жетысу в своей основной массе приняло исламскую религию.

18. ВШП его значение в экон и культурной жизни тюркских народов в эпоху средневековья. Великий Шелковый путь – система караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Возникновение Великого шёлкового пути относится ко II в. до н. э

Название "Великий Шелковый путь" связано с драгоценным в те времена для стран Запада товаром - шелком. Его роль была значительно шире и разнообразнее, ибо по нему проходили караваны не только с различными восточными и западными товарами, но проникали и духовные ценности, религиозные идеи.

По ВШП распространялось искусство музыки и танца, зрелищные представления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: