Билет№6. Аппарат управления в Московской Руси. Система кормлений

Иван III начал формировать собственный аппарат управления. Значительно усиливаются два ведомства Дворец и Казна. Дворец ведомство, которое занималось личными землями великого князя, а также рассматривало земельные тяжбы и осуществляло суд. Второе ведомство, казна ведало не только великокняжеской казной, но и играло также роль главной дворцовой канцелярии и архива и даже руководило внешней политикой. Высшая власть принадлежала великому князю. У него была законодательная и высшая распорядительная власть. Консультативным органом была боярская дума. В ней было 20-25 человек. Она состояла из нескольких категорий. Прежде всего, думные бояре, как бы советники, затем стольники, это бывшие удельные князья, территории которых были присоединены; дьяки (тоже бояре), иногда были дворяне, которые осуществляли некоторые секретарские функции. Боярская дума хоть и была консультативным органом, но оказывала влияние на политику князя: князь решил, а бояре приговорили. Т.е. бояре должны были все утверждать. Постепенно на основе казны, из членов казны, стали формироваться приказы. Это органы отраслевого управления в Московской Руси, которые возникают с конца 15 века. Это общегосударственные органы для отраслевого правления. Приказы формировались из бояр. Великий князь приказывал кому-то из боярской думы курировать ту или иную сферу. Например, судейские функции, или скажем курировать взаимоотношения Московского княжества с другим. В последствии из них возникнут коллегии, а потом и министерства. Иными словами при Иване III зарождаются органы аппарата управления. На местах в системе управления сохранялись традиции удельного княжения. Хотя система и напоминает прежнюю систему появляются новшества. Взамен выселенных князей, Иван III начинает посылать наместников. Это были приближенные Ивана III, которым за заслуги отдавали земли в управление.

Государственный аппарат вырос из поместного управления московских князей, является метод оплаты русского чиновничества. В удельном княжестве в тех сравнительно редких случаях, когда члену княжеского двора надобно было исполнять свои обязанности за пределами поместья (например, в черноземных областях), предполагали, что его жалованье будет обеспечиваться местным населением. Соответствующие платежи делались деньгами или натурой и звались "кормлениями". Московские цари оставили этот порядок в силе. Чиновники приказов и прочих ведомств, проживающие в Москве и служащие под непосредственным началом суверена, получали содержание из царской казны. Однако провинциальной администрации никаких денег не отпускалось, и ее представители получали кормления в виде регулярных платежей, а также платы за выполнение конкретной работы. Этот порядок также продержался до Петра, который ввел регулярное жалованье для государственных чиновников. Однако поскольку финансовые затруднения ближайших преемников Петра принудили их временно прекратить выплату жалованья, послепетровская бюрократия снова начала жить за счет кормлений. Таким образом, и по своей организации, и по способу вознаграждения трудов своих чиновников Московское государство следовало обычаям удельного княжества, что убедительно указывает на его происхождение из княжеского поместья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: