Центральное управление. Приказы

Великий князь.

Он был главой Российского государства и обладал широким кругом прав: издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные полномочия. С течением времени княжеская власть усиливалась и терпела изменения, которые шли в двух направлениях – внутреннем и внешнем. Первоначально, свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах своих владений. Даже Москва была разделена на сферы влияния между князьями-братьями. С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства.

Централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти, а падение Золотой Орды – внешним. Вначале Московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский стол. После Куликовской битвы эта зависимость стала только формальной, а после 1480 года (стояние на реке Угре) московские князья стали не только фактически, но и юридически независимы. Но говорить о полной княжеской власти, то есть о самодержавии, ещё не приходится. Власть великого князя была ещё ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой.

Боярская дума.

В XIV – XV веках совет при князе постепенно становится постоянно действующим. На его основе образовалась боярская дума, в которую входили высшие светские и церковные иерархи. Строгого регламента в деятельности Думы не было, но её решения и законодательные установления («приговоры») делали её важнейшим распорядительным и законодательным органом. Она имела сравнительно стабильный состав. В боярскую думу входили так называемые думные чины, – введённые бояре и окольничьи. Компетенция думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально этого нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступить самовольно, иначе любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу боярство осуществляло политику, выгодную ему. Однако с течением времени великие князья всё больше подчиняют себе боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти.

Значительная роль боярской думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов являются характерными особенностями раннефеодальной монархии.

Центральное управление. Приказы.

К концу XV – началу XVI вв. вместе с ограничением власти наместников и волостелей новые функции единого государства привели к созданию централизованной системы управления. Возникает приказная система управления.

Приказ возглавлял боярин, в распоряжении которого находился штат дьяков и иных должностных лиц. Приказная изба имела своих уполномоченных на местах. Приказная бюрократия назначалась из дворян. Контроль за деятельностью приказов осуществляла боярская дума, но её влияние постепенно уменьшалось.

Каждый приказ ведал определённым направлением государственной деятельности. Посольский приказ ведал дипломатической службой. Разбойный приказ – наказывал за разбойные и лихие дела. Поместный – ведал выделением земли за службу. Ямской – ведал ямской (почтовой) службой. Казённый – государственными финансами и т.д.

В приказах велось упорядоченное делопроизводство. Они вели и судебные дела по связанным с их профилем категориям дел.

До приказной системы управления на Руси существовала дворцово-вотчинная система, состоявшая из двух частей. Одну часть составляло управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), имеющий в своём распоряжении многочисленных слуг. Другую часть образовывали так называемые пути (из которых впоследствии и произошли приказы), обеспечивающие специальные нужды князя и его окружение.

Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, работавшие по существу лишь для князя и его окружения, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.

Местное управление.

С ликвидацией независимости отдельных княжений в ведение государства переходили функции, связанные с военной службой, сбором повинностей. Централизации способствовало развитие в XIV – XV вв. системы «кормлений».

Русское государство подразделялось на уезды – наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы на волости. Но всё-таки полного единообразия и чёткости в административно-территориальном делении ещё не выработалось. Существовали также разряды – военные округа, губы – судебные округа.

Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица – представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости – волостелями. Эти должностные лица содержались за счёт местного населения – получали от него «корм», то есть проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, то есть содержать свой аппарат управления и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функции феодального государства. Присылаемые из центра они не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, тем более что их назначение не было продолжительным – на год, два. Все интересы наместников и волостелей были сосредоточены преимущественно на личном обогащении.

Поднимающееся дворянство было не довольно системой кормления по двум причинам. Во первых они не могли самостоятельно подавить сопротивление восстающего крестьянства, а система кормлений была не способна в условиях обостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере их защиту. Во вторых дворянство не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.

К XVI веку система кормлений стала тяготить центральную власть – слишком много самоуправства могли позволить себе наместник и волостель. Государство стало регламентировать численность их штата и нормы податей. Окончательно наместники теряют свою роль после серии земско-губных реформ 30–50-х годов XVI века. Они связаны с ростом значения дворянства, купечества и части разбогатевшего крестьянства, которые требовали ограничения феодального произвола, упорядочения суда и многое другое.

Реформы нанесли сильнейший удар по кормлениям. Земским избам был отдан сбор финансовых средств на местах. На них лежала ответственность за течение хозяйственной жизни, обязанность заселять и разрабатывать пустующие земли. В реформе были заинтересованы купцы и предпринимательские крестьянские верхи. Они «откупались» от государства высокими денежными взносами, чтобы создать земские избы и получить автономию самоуправления. Выборную администрацию самоуправления составляли старосты, «излюбленные люди», «лучшие люди», целовальники. Реформы содержали потенциальную возможность буржуазных преобразований, но дальнейшая политика Ивана IV привела к падению роли земско-губных органов в жизни страны.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

С образованием централизованного государства изменилась и структура русских вооруженных сил. Хотя еще сохранялись следы феодальной раздробленности (в составе войска имелись отряды крупных феодалов — княжат и бояр), главную роль стало играть великокняжеское войско. Оно состояло из детей боярских и дворян, то есть мелких и средних феодалов. Служба дворян обеспечивалась материально путем наделения их землей на по местном праве. Создание конного поместного дворянского ополчения дало в руки великокняжеской власти многочисленную, надежную и послушную вооруженную силу, на которую она могла опереться и во внешней, и во внутренней политике.
Для больших войн, кроме поместной конницы, привлекалось и народное ополчение — «московская рать». Тяглое население отбывало воинскую повинность с «сохи». Поэтому и ополчение называлось также «посошной» ратью. Население обязано было вооружать и содержать во время службы ратников. Эта пешая рать существенно дополняла поместную конницу.
В конце XV — начале XVI в. в составе русских войск появились «пищальники», вооруженные огнестрельным оружием — пищалями.
С середины XVI в. создаются стрелецкие полки. Стрельцы набирались из вольных людей, получали казенное оружие (пищаль, саблю, бердыш) и хлебное жалованье, правда, незначительное, что компенсировалось предоставлением им льгот в торговле, ремесле. Они селились слободами и сводились в полки (приказы) по 500 человек. На окраинах создавались на тех же основаниях отряды казаков. Стрельцы, казаки, пушкари, драгуны, были служилыми людьми «по прибору» в отличие от служилых людей «по отечеству», то есть бояр и дворян.
С 30-х годов XVII в. начинается формирование рейтарских, драгунских и солдатских полков. Они комплектовались из обедневших дворян, вольных и «даточных» людей, к принудительному набору которых по одному с 20—25 крестьянских дворов прибегло правительство. Эти полки нового строя представляли собой серьезную вооруженную силу. Они содержались за счет государства, имели хорошее вооружение и были единообразно обучены. С увеличением доходов государства число их возрастает. Общая численность русских войск доходила до 200—350 тыс. человек, а в походах участвовало до 150-180 тыс. человек.

3) Общественный строй
Период сословно-представительной монархии – период развитого феодализма – характеризуется сдвигами во внутриклассовых и особенно в межклассовых отношениях. Наиболее важное событие в этой сфере – полное закрепощение крестьян.
Вместе с сельским хозяйством развиваются ремесло и торговля. В XVII в появляются мануфактуры, основанные преимущественно на крепостном труде, однако применяющие частично и труд наемных рабочих. Тем самым в недрах феодализма зарождаются первые ростки буржуазных отношений. В том же веке начинает складываться единый всероссийский рынок.
Феодалы. Наиболее крупным феодалом в стране, как и в предыдущий период, был монарх. Большую роль в усилении его экономической мощи сыграла опричнина. Одним из ее результатов явилось то, что царь получил наиболее удобные земли, которые он использовал в качестве поместного земельного фонда, что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство, заинтересованное в централизации государства и усилении власти царя. В руках монарха в это время сосредоточились и другие богатства.

Главе государства (с 1547 г. – царю) принадлежали, как и раньше, дворцовые и чернотягловые (или черносошные) земли. Законодательство этого времени довольно четко (особенно Соборное уложение 1649 г.) определило различие этих форм феодальной собственности: дворцовые земли – собственные земли царя и его семьи; государственные принадлежат ему же, но как главе государства. Дворцовые земли и жившие на них крестьяне эксплуатировались обычными для феодализма способами: на них распространялись повинности в виде барщины или оброка. Черносошные крестьяне платили подати государству, выполняли многочисленные повинности типа дорожной, мостовой и т.д. Как и раньше, и дворцовые и чернотягловые земли раздавались в собственность отдельным феодалам и количество их значительно сокращалось. В 1627 г. был издан специальный указ, запретивший дальнейшую раздачу дворцовых земель в вотчины или поместья «для того, что на государев обиход и на всякие дворцовые расходы... не доставает много, а исполнять неоткуды».
Продолжался процесс дальнейшего ограничения прав и привилегий старой феодальной знати. Класс феодалов, как и прежде, был неоднороден. К наиболее крупным феодалам относилась боярско-княжеская аристократия. Она состояла из двух основных групп. Первую группу составляли бывшие удельные князья, потерявшие свои прежние политические привилегии, но сохранившие до введения опричнины прежнее экономическое значение. Позже они слились с основной массой боярства. Во вторую группу феодальной верхушки входили крупные и средние бояре. Интересы и позиции этих двух групп феодалов по некоторым вопросам были различны. Бывшие удельные князья последовательно выступали противниками централизации, они принимали меры для ослабления царской власти.
Некоторая часть боярства на первом этапе правления Ивана IV поддерживала царскую власть и мероприятия по укреплению централизованного государства. Боярам надоело подчиняться бывшим удельным князьям. Они предпочитали служить только одному великому князю, царю, в то же время выступали против ограничения их прав, за предоставление определенной самостоятельности в решении различных вопросов, в том числе и крупных государственных. Бояре считали, что главную роль в жизни страны должна играть Боярская дума, с мнением которой царю следовало считаться. В дальнейшем, между царем и боярством возник конфликт.
Среди мероприятий, направленных на подрыв еще сохранившегося влияния боярства и проведенных в середине XVI века прежде всего должна быть названа опричнина. В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (т.е. обычные) и опричные (т.е. особые), включив в последние земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии. Некоторые из этих княжат и бояр погибли, другие получили другие земли в неопричных уездах из рук царя как пожалование, под условием верности и службы. Тем самым был не просто нанесен удар по старой феодальной знати, но подорвана ее экономическая основа. Конфискованные земли были розданы служилым людям. Опричнина сделала поместье главной и господствующей формой феодального землевладения, оттеснив на задний план боярскую вотчину. Она же знаменовала и дальнейший этап в развитии феодальной эксплуатации крестьян, привела к росту их повинностей, к сокращению количества земли, находившейся в непосредственном пользовании крестьян.
Нижней, но наиболее многочисленной частью феодалов было дворянство, которое было солидарно с боярством в отношении эксплуатации крестьянства. Однако у дворян были и свои собственные потребности, отличавшиеся от боярских и порой противоречившие им. Мелкие феодалы жаждали новых земель, стремились к закрепощению крестьян, а поэтому поддерживали монарха и его активную внешнюю политику.
Весьма существенные изменения происходили и с самими понятиями «вотчина» и «поместье». Вотчинное или поместное землевладение все в меньшей мере свидетельствовало о принадлежности к той или иной группе феодалов, а больше говорило об определенном комплексе прав на землю.
Вотчинное землевладение становилось условным (т.е. было связано с обязанностью служить царю). В 1556 г. было принято специальное «Уложение о службе», определившие равные обязанности как для вотчинников, так и помещиков выставлять с имевшейся у них земли определенное (соответствующее размеру и качеству земли) число вооруженных людей (кроме своего личного участия в военной службе). Была произведена повсеместная опись земель, которая должна была дать материал для установления служилых обязанностей феодалов.
Ограничивалось право распоряжения старинными вотчинами (прежде всего княжескими, принадлежавшими бывшим князьям). Указ 1551 г. запретил их продавать и сдавать в монастырь (на помин души) без ведома царя. Позднее было запрещено их обменивать, давать в приданое. Ограничивалось и право передачи по наследству (наследниками могли быть только прямые потомки мужского рода). Нарушение установленного порядка влекло конфискацию земли в пользу государства, царя.
Появилось новое понятие - «жалованная» или «выслуженная» вотчина, т.е. данная непосредственно за службу и под условием службы.
Ограничивалось в это время и право родового выкупа. Устанавливался срок - 40 лет - для выкупа проданной, выменянной, заложенной родовой вотчины, точно определялся круг родичей, имеющих право на выкуп (при этом исключались прямые потомки - дети и внуки). На купленные вотчины (не родовые) право родового выкупа не распространялось.
Введенные ограничения этого старинного феодального института ставили в лучшее (по сравнению с прежними временами) положение приобретателя земли, давали возможность вывести родовую вотчину из старинного рода бояр и передать новому владельцу.
Права поместных владельцев в рассматриваемый период постепенно увеличиваются, расширяются. Так, еще в 1618 г. было установлено, что поместья, принадлежавшие лицам, убитым на войне или пропавшим без вести, оставались во владении жен и детей, а при отсутствии таковых передавались «роду и племени» прежних помещиков. Постепенно передача поместной земли по наследству становилась общим явлением. Можно было поменять поместье на вотчину, дать поместье в приданое. Царским указом поместные земли могли переводиться в вотчины.
Служилые дети (дворяне) получили право покупки вотчин. Интересны указы, определившие размеры поместных «дач» (окладов). Они свидетельствуют о том, что бояре, как и дворяне, наделялись поместной землей. Позднее дворяне стали наделяться землей на вотчинном праве. Все это свидетельствовало об интенсивном процессе сближения вотчины и поместья, уравнения в правах боярской знати и поместного дворянства, другими словами - консолидации господствующего класса феодалов в единое сословие. Наиболее полно (и юридически определенно) этот процесс был отражен в Соборном уложении 1649 г. в специальных главах о поместных и вотчинных землях.
Одновременно с консолидацией различных групп феодалов в единое сословие все больше проявлялась и его замкнутость, невозможность перехода в него лиц из низших сословий (крестьян, посадских, священников). Все более четко формулировалось положение, по которому владение землей являлось сословной привилегией, монопольным правом только феодалов. В рассматриваемый период только гости имели право покупать по «челобитным» земли из числа «порозжих» (не имевших владельца). В XVII в. принцип монопольного права дворян на землю получил более четкое определение.
Феодалы имели и другие привилегии: не платили подати, были освобождены от ряда повинностей, пользовались преимуществами, предусмотренными уголовным правом и процессом. Им (и детям приказных служащих) принадлежало право занимать чиновные должности в приказах. В 1640 г. было прямо запрещено принимать в подьячие духовных, посадских и пашенных людей.
В период сословно-представительной монархии в России сохранялся в силе сложившийся еще ранее порядок замещения государственных должностей в соответствии с родовитостью, а не личными деловыми качествами (принцип местничества). Даже Иван IV не посмел посягнуть на этот принцип. Формально его отмена произошла лишь в 1682 г.
При Иване IV начинает оформляться понятие подданства. Феодалы потеряли прежнюю привилегию выбирать: служить или не служить великому князю.
Крупным феодалом в этот период была церковь, которая имела большие земельные владения, а также многие другие богатства. Земельные владения лиц духовного звания и особенно монастырей продолжают увеличиваться. Им принадлежало до 1/3 всех феодальных владений в стране. В некоторых местностях (например, Владимирской, Тверской) более половины всех земель принадлежало духовенству. Монархи, стремясь удовлетворить земельные интересы дворянства, пытались ограничить церковное землевладение и даже осуществить частичную его секуляризацию, т.е. передачу земли светской власти, но все эти попытки оказались неудачными. Только в 1581 г. Ивану IV удалось добиться некоторых ограничений, которые касались дальнейшего роста церковного землевладения.

Феодально зависимое население.
Крестьяне. Во второй половине XVI - первой половине XVII вв. происходил интенсивный процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В годы разрухи, вызванной опричниной и войнами, началось массовое бегство крестьян со своих мест. Раньше крестьяне были прикреплены к земле своим хозяйством. В связи с этим они редко использовали предоставляемую законом возможность перехода от одного феодала к другому в Юрьев день. Теперь же, в условиях разорения, в поисках лучших мест они начали покидать свои земли Мерой борьбы с миграцией крестьян и явилось их закрепощение. В 1580 г был издан указ о заповедных летах, отменивший Юрьев день. На следующий год началась всеобщая перепись крестьян, завершенная в 1592 г. Она создала юридические основания для поисков беглых крестьян. Чтобы облегчить споры между владельцами по поводу беглых, в 1597 г был издан указ об урочных летах, т.е. об исковой давности по таким спорам. Первоначально срок давности равнялся пяти годам, потом он неоднократно менялся, пока Соборное уложение 1649 г не отменило урочные лета, разрешив искать беглых бессрочно.
Ст. 1 главы XI Соборного уложения дает полный и четкий перечень всех существовавших категорий крестьянского населения, подчеркивая при этом, что процесс закрепощения охватывает и государственных, и дворцовых крестьян и крестьян, принадлежащих духовенству, монастырям, а не только вотчинных и помещичьих. Закон устанавливает наказание для тех, кто принял и скрыл у себя беглых крестьян.
Прикрепление крестьян к земле и личности феодала было оформлено как наследственное и потомственное состояние, характерное для социального положения всего крестьянского сословия.
Статьи Соборного Уложения подробнейшим образом определяли права феодалов на крестьян, их труд, имущество, личность, закрепляли полное бесправие, полную зависимость крестьян от произвола господ.
Создание четко отрегулированной системы крепостной зависимости отражало интересы не только феодалов, но и государственной власти, так как позволяло более эффективно вести борьбу с крестьянскими выступлениями, усиливать налоговое бремя, возлагая на помещиков полицейские функции и ответственность за уплату крестьянами государственных податей.

Холопы еще сохранялись, хотя их стало меньше, чем раньше Их правовое положение оставалось прежним. К ним примыкала новая категория зависимого населения – кабальные люди. Они формировались из свободных (главным образом из потерявших земли) крестьян. Для того чтобы стать кабальным, требовалось обязательное оформление служилой кабальной грамоты, в которой закреплялось правовое положение кабального. Кабала - письменное долговое обязательство, приводившее к потере свободы, использовалась для установления фактически крепостной зависимости, в соответствии с кабальным договором должник либо выплачивал проценты, либо погашал эти проценты службой. Для составления кабальной грамоты необходимы были определенные условия (лицо должно достичь известного возраста, быть свободным от крепостной зависимости, от государственной службы и др.).
Еще начиная с Судебника 1550 г. законодательство пыталось оградить от служилой кабалы и превращения в холопа представителей господствующего класса. Об этом сказано в главе XX Соборного уложения 1649 г.
Землевладельцы переводили часть своих холопов и кабальных людей «на землю» и положение переведенных мало чем отличалось от крепостного крестьянства. Наделы холопов и кабальных людей облагались государственным тяглом наряду с крестьянскими дворами. Холопы, посаженные на землю, именовались страдниками. Они обеспечивали обработку господской земли на основе барщины. Страдники, не имевшие собственного хозяйства, были мало заинтересованы в своем труде. Поэтому к барщине все больше начинают привлекать и крестьян. В этот период окончательно складывается система барщины наряду с прежней оброчной системой.

Посадские люди. В XVI - XVII вв. наблюдались дальнейший рост городов, развитие торговли, ремесел, кузнечного, медного, оружейного, пушечного дела и т.п. Появились чугунолитейные, железоделательные заводы, стекольные мастерские, бархатные и шелковые мануфактуры и пр. Во второй половине XVI и в XVII в. продолжается рост городов, ремесла, торговли.
К середине XVII века сложилась определенная сословная группа, получившая общее название «посадские люди». Это было городское население, которое включало гостей, гостиную сотню, суконную сотню, черные сотни и слободы. Посадские люди других городов и черных сотен и слобод Москвы делились на лучших, середних и молодших.
Намечается четкое разделение в городах на купечество и «черных» людей. К последним относились ремесленники и мелкие торговцы. Растет купечество, которое имело привилегии (освобождение от ряда повинностей). Гости - это крупные торговцы, которые вели дела с другими городами и зарубежную торговлю, к сотням гостиной и суконной принадлежали купцы, обладавшие меньшими капиталами по сравнению с гостями. Термин "гость", обозначавший купца, торговавшего в разных городах и чужих странах, известен еще со времен «Русской Правды». В конце XVI и XVII вв. звание "гостя" жаловалось царем наиболее крупным и важным купцам. Это почетное звание сообщало его владельцу многие привилегии. Крупнейшие купцы (гости) могли покупать (по царскому разрешению) земельные владения, получали звания думных дьяков и даже, крайне редко, думных дворян (что весьма ярко характеризовало возрастание политического значения городской знати). Как утверждает В.О. Ключевский, гостей и торговцев обеих высших сотен никогда не бывало много. В 1649 г. гостей было только 18 человек; в гостиной сотне - 158; в суконной - 116. Высшие слои купечества и промышленных дельцов пополнялись из столичных черных сотен и из провинциального посадского купечества.
Городская знать имела ряд привилегий: она ведала раскладкой и сбором тягла со всего посадского населения; имела права участвовать в заседаниях Земского собора, избирать земские избы, создававшиеся во многих городах и черносошных волостях.
Закон предусматривал повышенную ответственность за оскорбление их чести. Об этом свидетельствует уже Судебник 1550 г. (ст.25), устанавливая за бесчестье гостя штраф в 50 руб. (можно сравнить - за бесчестье «боярского человека доброго» всего 5 рублей); Соборное уложение 1649 г. (ст.95 главы X) еще с большим уважением говорит об именитых людях Строгановых, о гостях, людях гостиных и суконных сотен, устанавливая высокие штрафы за нанесение им бесчестья (например, за бесчестье Строгановых штраф 100 руб., «луччих» людей посада - 7 руб., крестьян черных волостей и дворцовых - 1 руб.).
На посадских людей возлагалось выполнение различных тяглых служб (например, подводная повинность, постоялая повинность, постройка и ремонт городских укреплений, ямская гоньба и др.).
При исчислении посадского тягла за основу брался посадский двор. Основными постоянными податями посада были: прямая государева подать; стрелецкая подать; ямские деньги; полонялочные деньги. Кроме этого взимались чрезвычайные сборы (пятая деньга, десятая деньга).
В XVII веке в России городов становится значительно больше. Но в большинстве городов посадского населения было сравнительно немного. Всего лишь 10% дворов в городе были «черными», т.е. свободными от частновладельческой зависимости. Кроме «черных» слобод в посадах существовали «белые» слободы, дворы, владельцы которых не несли государева тягла, что вызывало протесты со стороны «черных» людей. Значительная часть дворов и населения в городах находилась на землях, принадлежавших отдельным феодалам (духовным и светским) и монастырям. Население этих земель освобождалось от посадского тягла и в связи с этим называлось «белым». «Белые» слободы постоянно пополнялись выходцами из черного посада, стремившимися освободиться от городских податей. Соборное уложение 1649 г. упразднило «белые» слободы.
Торговцы и промышленники начинают сознавать и формулировать свои сословные интересы, требуют ликвидации «белых» слобод, освобождения купечества от сложных поборов за перевозимые и продаваемые товары, установления покровительственных мер русским купцам и ограничения иностранной торговли.
Среди городского населения довольно большой процент составляли служилые люди «по прибору» (стрельцы, казаки, пушкари и др.). Стрельцы селились в слободах, жили совместно с семьями, получали жалованье и, кроме военного дела, занимались промыслами, торговлей, огородничеством.

4) Гражданское право. Право собственности. Развитие земельных отношений характеризовалось полным или почти полным исчезновением самостоятельной общинной собственности на землю. Из многочисленных грамот мы видим, как происходил процесс развития поземельной собственности. Наблюдается экспроприация общинных земель феодалами. Земли общин переходили в руки вотчинников и помещиков, включались в состав княжеского домена. В то же время все более четко оформлялось вотчинное и поместное землевладение.
Бояре и «вольные слуги» сумели освоить земельные держания, которые им давались за службу великому князю. Они не только сохранили эти земли за собой, но получили возможность их отчуждать: продавать, отдавать в залог, менять, дарить. Такие наследственные держания в Московии получили название вотчин. Вотчина отличалась тем, что собственник обладал почти неограниченным правом на нее. Он мог не только владеть и пользоваться своей землей, но и распоряжаться ею: продавать, дарить, передавать по наследству. В то же время вотчина – феодальное землевладение, поэтому – условное. Например, князь мог отобрать вотчину у отъехавшего вассала. Другими словами, владельцы вотчин были типичными вассалами, а вотчина была не чем иным, как феодом или леном в западноевропейском понятии.
Вотчины в соответствии с характером субъекта различались на дворцовые (царский домен), государственные, церковные и частновладельческие. В соответствии со способами приобретения делились на родовые, выслуженные, купленные. Вотчины передавались по наследству, могли быть отчуждены: продавались, менялись, дарились, закладывались, давались в приданое. Причём устанавливался различный правовой порядок приобретения или отчуждения для каждого вида вотчинного землевладения. Например, родовые вотчины приобретались или отчуждались с согласия всего рода. А с XYI в. Родовые права на имущество ограничивались правом наследования, дарения и завещания.
Вместе с вотчинами существовали еще более условные земельные держания, которые великий московский князь давал на время службы. Эти земли назывались поместьями. В Западной Европе такие владения землей называли бенефициями. Их владельцы не могли отчуждать эти наделы или передавать по наследству. После смерти помещика поместье возвращалось в царский домен.
Земли, не входившие во владение феодалов и церкви, составляли княжеский домен. Формы эксплуатации населения в домене были разными. Одни платили денежную ренту (дань и денежный оброк) и назывались черно-тягловыми, другие, кроме дани и денежного оброка (в меньшем размере), несли разного рода повинности и платили натуральную ренту. Такие крестьяне назывались дворцовыми.
Великокняжеский домен разделялся на земли чернотяглые и дворцовые. Они различались лишь по форме эксплуатации населявших эти земли крестьян и по организации управления ими. Дворцовые крестьяне несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями дворцовой власти. Чернотяглые платили денежную ренту и подчинялись общегосударственным чиновникам. Великие князья распоряжались одинаково и черно-тягловыми, и дворцовыми землями с находящимися на них крестьянами. Земли домена постепенно раздавались великими князьями в вотчины и поместья. Бояре, «дети боярские», дворяне получали эти земли от князя за службу.
Купленные и жалованные (выслуженные) земли имели практически одинаковый правовой статус - субъектом собственности являлась семья - (муж и жена). (Практически оно передавалось детям умершего под условием службы. Это было шагом в стирании различий между вотчиной и поместьем).
Имущество по русскому праву было предметом целого рода правоотношений и обусловленностей. Основными способами приобретении прав на имущество считались захват (оккупация), давность, находка, договор и пожалование. Особую сложность составляло правовое оформление, связанное с передачей или приобретением недвижимости. Например, в процедуру пожалования земли входили следующие юридические действия: выдача жалованной грамоты, запись (справка) в приказной книге сведений о наделяемом землей обыск - установление факта не занятости земли, ввод во владение - публичный отмер земли при свидетелях и местных жителях. Раздача земли предписывалась приказом Поместному, Разрядкому, Мало российскому, Новгородскому, Сибирскому, Приказу Большого Дворца и другим приказам.

Обязательственное право. Обязательствам из договоров Судебник 1497 г. уделял меньше внимания, чем Русская Правда. Обязательственное право в XY-XYI веках не претерпело существенных изменений. Его развитие произошло лишь в направлении замены личной ответственности по договорам имущественной ответственностью и личной ответственностью. С середины XYI века договоры в основном заключались в письменной форме. Законодатель знает договоры купли-продажи, дарения, имущественного и личного найма. Письменная форма сделок называлось кабалой.
Кабала подписывалась собственноручно договаривающимися сторонами, в случае неграмотности сторон - их духовными отцами или родственниками (братьями, племянниками, но не сыновьями).
Входит в практику крепостная (нотариальная) система сделок. Вначале эти формы использовались в договорах, связанных с продажей некоторых вещей или с кабальными служилыми обязательствами (ст. 20 Судебника 1497 г.). Прекращение обязательства обуславливалось исполнением договора, истечением сроков, неисполнением в установленный срок или со смертью. Процесс купли - продажи обуславливался рядом ограничений и условностей. При купле - продаже должны были присутствовать послухи, которые также подписывали договор, подтверждая этим, что земля или недвижимость не заложена.
Договор займа, как прежде, заключался под условием заклада должником имущества. О займе говорила лишь одна статья, предусматривавшая, подобно Русской Правде, ответственность за несостоятельность должника. Залогоприниматель имел право пользоваться заложенным имуществом. Должник, не возвративший в срок ссуду, сурово наказывался. Договор личного найма практически вел к превращению нанявшегося в феодально-зависимого крестьянина. Имелись упоминания о договорах купли-продажи и личного найма. Судебник вслед за Псковской судной грамотой предусматривал, что наймит, не дослуживший своего срока или не выполнивший обусловленное задание, лишался оплаты.
Судебник 1497 г. более четко, чем Русская Правда, выделял обязательства из причинения вреда, правда, лишь в одном случае: ст. 61 предусматривала имущественную ответственность за потраву. Как своеобразные обязательства из причинения вреда рассматривает Судебник некоторые правонарушения, связанные с судебной деятельностью. Судья, вынесший неправосудное решение, обязан возместить сторонам происшедшие от того убытки. Такая же мера применялась к лжесвидетелям. Закон прямо указывает, что наказанию судья за свой проступок не подлежит (ст. 19).

Брачно-семейное право мало в чем изменилось. Брак оформлялся Церковью, венчание было обязательно. В ограничении оснований для развода и других моментах чувствуется сильное влияние византийского права. Безусловными причинами развода могли быть пострижение супруга в монахи и прелюбодеяние. Предлагался развод и в случае, если жена услышит о заговоре против князя и не скажет об этом мужу и т.д.

Наследственное право. Мало изменилось и наследственное право. Хотя в наследственном праве XIV - начале XVI вв. происходит некоторое расширение круга наследников за счет дочерей и ближайших боковых родственников. Ст. 60 Судебника 1497 года устанавливает переход имущества сыновьям умершего, при их отсутствии - дочерям, а если их нет - к боковым родственникам. ("А который человек умрет без духовной грамоты, а не будет у него сына,ине статок весь и земли дочери; а не будет у него дочери ино взяти ближнему от его рода"). Наследники по завещанию могли предъявить иск или отвечать по обязательствам наследодателя только при наличии оформленного завещания ("доклады" и "записи").

5) Уголовное право. Если гражданские правоотношения развивались сравнительно медленно, то уголовное право в данный период претерпело существенные изменения, отражая обострение противоречий феодального общества и усиление классовой борьбы.
Развитие уголовного права связано главным образом с изданием Судебника 1497 г. Судебник трактовал понятие преступления отлично от Русской Правды, но в принципе тождественно Псковской судной грамоте. Под преступлением понимаются всякие действия, которые так или иначе угрожают государству или господствующему классу в целом и поэтому запрещаются законом. В отличие от ПСГ Судебник дает термин для обозначения преступления. Оно теперь именуется «лихим делом».
Развитие феодализма нашло свое отражение в некотором изменении взгляда на субъект преступления. Судебник рассматривал холопа уже как человека и в отличие от Русской Правды считал его способным самостоятельно отвечать за свои поступки и преступления.
В соответствии с изменением понятия преступления усложнялась и система преступлений. Судебник вводит преступления, не известные Русской Правде и лишь намеченные в Псковской судной грамоте, – государственные преступления. Судебник отмечал два таких преступления – крамолу и подым. Под крамолой понималось деяние, совершаемое преимущественно представителями господствующего класса. Именно как крамолу стали рассматривать великие князья отъезд бояр к другому князю.Тверской летописец, например, называет крамольниками князей и бояр, отъехавших в 1485 г. из Твери к московскому великому князю. Понятие «подым» является спорным. Можно предполагать, что подымщиками называли людей, поднимающих народ на восстание. Мерой наказания за государственные преступления устанавливалась смертная казнь.
Закон предусматривал развитую систему имущественных преступлений. К ним относятся разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества. Начинают различаться квалифицированные виды краж. Все эти преступления, подрывавшие основу благосостояния феодального общества – собственность, также жестоко наказывались.
Судебник знал и преступления против личности: убийство (душегубство), оскорбление действием и словом.
Изменяются цели, а с ними и система наказаний. Система наказаний стала более жестокой по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Если прежде князья видели в наказаниях – вире и продаже – одну из доходных статей, существенно пополнявших казну, то теперь на первый план выступил другой интерес. Господствующий класс стал применять террористические методы борьбы с сопротивлением эксплуатируемых масс. Соответственно в наказании на первое место выступила цель устрашения как самого преступника, так и главным образом других людей. Если раньше господствовали имущественные наказания, то теперь они отошли на задний план. Судебник ввел новые по сравнению с Русской Правдой наказания – смертную и торговую казнь, причем эти меры применялись за большинство преступлений. Закон не конкретизировал виды смертной казни. На практике они были весьма разнообразны: повешение, отсечение головы, утопление и др. Торговая казнь состояла в битье кнутом на торговой площади и часто влекла за собой смерть наказываемого. Судебник, как и Русская Правда, знает продажу, но она теперь применяется редко и обычно в сочетании со смертной или торговой казнью. Помимо указанных в Судебнике практика знала и такие меры наказания, как лишение свободы и членовредительство (ослепление, отрезание языка). Тюремное заключение производилось заключением в монастырский подвал или башню на срок "на сколько государь укажет". Ввиду дороговизны этого вида наказания (расходы на содержание и охрану) оно применялось лишь к высокопоставленным лицам. Например, после неудачного похода на Казань Василий III бросил в тюрьму самых высокопоставленных воевод.
Кормились они за счет семьи и милостыней. К высокопоставленным лицам обычно применялись также насильственный постриг в монахи, ссылка.
Как самостоятельный вид наказания тюремное заключение было выделено только Судебником 1550 года.
Денежные взыскания (штрафы) и имущественные наказания выступали как дополнительный вид наказания за должностные преступления, нарушение интересов собственника, в земельных спорах и обычно сопровождались битием кнутом и заключением в тюрьму.
Закон подробно регламентирует размер штрафа в зависимости от сословного положения истца: за бесчестие гостя - 50 руб., торгового и посадского человека - 5 руб., крестьянина - 1 руб. За бесчестие женщины штраф платился в двойном размере. Характерной чертой Судебника было то, что во многих случаях конкретные санкции не определялись, что приводило к судебному произволу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: