Избранная рада или опричнина. Общественно-политическая мысль в XVI в

Реформа государственного управления. Среди проведенных важнейшее место занимали реформы центрального и местного управления.

Реформа центрального управления. Издавна большую роль при правителе играла Боярская дума как законосовещательный и законодательный орган. Чтобы ослабить в Думе роль боярской аристократии, царь втрое расширил её состав.

Возник новый орган власти - Земский собор (совет). В состав Земского собора стали входить: царь, Боярская дума, Освященный собор - собрание высшего духовенства, представители дворянства, купечества и верхушка городов. Дальнейшее развитие получила приказная система. При Иване IV существовало уже более 20 приказов. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом.

· Реформа местного управления. Была проведена реформа местного управления, в результате которой на местах развивалось земское самоуправление. Теперь на местах учреждаются выборные земские власти в лице "земских старост", которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, ведающих уголовным судом и выполняющих функции местной полиции, и городовых приказчиков, занимающихся вопросами военно-административного и финансового управления в уездах.

· Территория была разделена на следующие территориальные единицы:

o губа (округ) - возглавлял губной староста (из дворян);

o волость - земский староста (из черносошного населения);

o город - представлял самостоятельную территориальную единицу - "излюбленный голова" (из местных служилых людей).

До Ивана IV управители отдельных территорий не получали жалованья из казны, а "кормились" за счёт населения. В 1556 г. система кормлений была отменена. Управители территорий стали получать жалованье из казны. (Отменили из-за воровства)

Таким образом, в результате реформы государственного управления в России сложилась государственная власть – сословно - представительная монархия.

Военная реформа. В середине ХVI в. от Волги до Балтики Россия была окружена кольцом враждебных государств. В этой ситуации чрезвычайно важным для России было наличие боеспособного войска. Важнейшей из реформ Избранной рады стала военная.

Была проведена реорганизация военных сил страны. Из-за слабого финансово - экономического положения страны постоянного войска создать не удалось, но были сделаны первые шаги в этом направлении.

· Дворянское ополчение - составило ядро армии. Под Москвой 1000 провинциальных дворян была предоставлена земля - поместья. За это они должны были служить царю и стать его опорой. В войске они находились в привилегированном положении. Из их числа назначались воеводы, "головы" - низшие офицеры, дипломаты, администраторы.

· Стрелецкое войско - пехотинцы с огнестрельным оружием - составили другой корпус войска. Поначалу стрельцов было 3000 чел. В стрельцы могли поступать все свободные люди. За службу стрельцы получали из казны денежное жалованье, вооружение и обмундирование. Но денег в казне постоянно не хватало, поэтому с ними также расплачивались землёй. Стрельцам выдавали коллективные земельные участки земли - "дачи". Из коллективной "дачи" каждый стрелец получал надел для личного пользования. Стрельцы жили слободами и в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей.

· Казачество - стали применять для несения пограничной службы. К этому времени на южных границах России стал складываться особый слой русского общества - казачество.

В результате военной реформы Россия во времена Ивана IV стала располагать таким войском, которого раньше не имела. Создание боеспособного войска позволило России решить некоторые давно стоявшие стратегические задачи внешней политики.

Был введён в действие новый свод законов - Судебник. Судебник 1497 г. был расширен, систематизирован и учитывал то новое, что появилось в судебной практике с 1497 г. Были внесены изменения, связанные с усилением центральной власти. В Судебнике подтверждалось право перехода крестьян от одного феодала к другому, но уже только в Юрьев день (26 ноября). В 1581 г. Иван Грозный ввёл "заповедные лета" - переход крестьянина к другому феодалу временно прекращался. Впервые вводились наказания для бояр и дьяков-взяточников. Новый кодекс усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей: наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума, на местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных посадских людей и черносошных (свободных) крестьян).

Денежная реформа. На территории всей страны была введена единая денежная единица - московский рубль. Право сбора торговых пошлин перешло в руки государства. Отныне всё население страны должно было нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. Для всего государства была установлена единая единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца большая соха составляла от 400 до 600 га земли.

Церковная реформа. Второй властью в государстве была церковь. В 1551 г. состоялся Собор Русской православной церкви. В специальной книге - "Стоглав" (отсюда и название Стоглавый собор) записаны решения этого собора, которые на долгое время становятся кодексом русского церковного права. Был составлен общерусский список святых, упорядочилась обрядность на территории всей страны. Были утверждены образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Андрея Рублёва, в архитектуре - Успенский собор Московского Кремля.

Причины разгона Рады:

1) реформы были рассчитаны на длительную перспективу, а Грозный хотел сразу (за несколько лет) изменить все

2) Некоторые реформы были направлены на ущемление личной власти

3) Реформы падают не в благодатную почву (страна не готова)

Всё государство разделилось на две части - на земщину и опричнину; во главе первой осталась Боярская дума, во главе второй встал непосредственно сам царь, не отказываясь, впрочем, от верховного руководства думой земских бояр.

Исполнителями его велений являлись люди без стыда и совести. Со своими страшными эмблемами - собачьей головой и метлой (символы уничтожения крамолы) у луки седла - они скачут по большим дорогам, грабят и убивают, облекшись в черные рясы.

Жертвами опричного террора стали и боярско-княжеская, и дворянско-помещичья фронды. Царский указ одинаково сгонял с земли и удельного князя, владельца наследственной территории и мелкого служилого человека. Власть, по мнению царя, должна внушать всем, покушающимся на нее, страх. Бояться власти должны все подданные независимо от их общественного положения.

Террор опричников привел к установлению деспотического режима, при котором возникло некоторое "равенство" рабов. Завершилось превращение дворян в холопов самодержавия. Царь Иван понимал, что режим единоличной власти должен опираться на всеобщий страх перед диктатором, то есть нужна подсистема страха. Для осуществления террористических акций необходим был специальный аппарат разветвлений, имеющий своих преданных агентов повсюду на местах. Опричнина с неизбежностью порождает доносительство как социальный институт. Предательство, ложь, доносительство, воровство, убийство - все то, что осуждено христианской моралью - получают своего рода узаконение.

Последствия: Тяжелый эк кризис. Деревни, села, районы запустели. 80-90% пахотной земли не обрабатывалось. В 1570-1571 гг. положение усугубила чума. Еще одним последствием стала смута. Упал престиж в глазах Европы.

Вывод: время правление И Грозного еще более усугубило наше полит и эконом отставание от Европы.

Общественно-политическая борьба в 16 в.

Причины:

1. Усиление феодальных повинностей крестьянства

2. Расширение поместной системы

3. Складывается система крепостного права Þ более ожесточенные выступления крестьян: побеги, отказы от исполнения повинностей, убийство своих господ, обращение в суды

4. Покушения крестьян носили стихийный и локальный характер. Количество выступлений постоянно росло

5. Городское население недовольно боярством и купечеством

6. На политической арене появляется дворянство

7. Возникновение ереси, т.к. подорвался авторитет церкви (монахи пьянствовали)

· Отрицалась священность икон

· Жиды выступили против самой православной организации и осн догматов православия: отрицали монашество

· Ереси провозгласили человека храмом божьим

· Холоп Феодосий Косой: Человек с самого начала рождается свободным Þ он независим. Раз он свободен Þ нет креп права. Равенство всех людей. Креп право – безнравственно, беззаконно Þ нужно неповиноваться властям!

! Происходит раскол в самой церкви.

! 1490г – еретики были осуждены и прокляты

! Зарождается оппонентство. Люди, которые говорят о необходимости споров (нестежатели). С еретиками надо полемизировать. Подлинная служба церкви – аскетический образ жизни. Нестежание: не надо стремиться к богатству.

! Формирование политической теории Рос гос-ва.

Андрей Крупский (враг И Грозного) критикует И Грозного, считая что государь должен управлять не один, а совместно с внутренними советниками. Критикует за тиранство и деспотию, неспособность управлять гос-вом в критические дни, установление диктатуры, бесправия, своевластия. И IV делает вывод о неограниченной монархии, ее божественном происхождении. Высший суд принадлежит государю и определяет меру (законы по боку). Впервые И Грозный проводит иск, что он имеет право наказывать за мысли.

Десидентство:

1.разбить сочетание власть-монарх

2.превосходство религиозных органов над светской властью

3.великокняжеская власть исходила из истории

4.раз мы происходим от римского императора Августа, значит мы все можем

Победила точка зрения И IV. После его смерти в нашей стране наступают драматические события, соц-полит катаклизмы, которые поставили гос-во на грань распада, катастроф. Таким образом в к. 16 – н. 17 вв. наше отставание стало явным и заметным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: