double arrow

Реформы государственного управления при Александре I


Особенности государственного управления на рубеже XVIII-XIX вв.

1. Укрепление самодержавия (абсолютизм): отсутствие представительной власти, решения принимаются на высшем уровне управления.

2. Насилие бесправных подданных – крепостных.

3. Расширение территории империи, появление новых национальных автономий

1772-95 гг. – разделы Польши, в результате которых часть ее территории отошла к России, Австрии и Пруссии. Польша получила автономное правительство, имела собственный представительный орган – сейм. В 1815 году Царство Польское получило собственные армию и правительство. В 1831 году в Польше произошло восстание против российского господства. После его подавления началась русификация на западных территориях. Польша была поделена на губернии, отменено местное самоуправление, страна управлялась наместником, имевшим титул князя Варшавского.

1774-83 гг. – после мира с Турцией Крымское ханство входит в состав России. 1783 год – Грузия входит под протекторат России с сохранением местного самоуправления. 1800 год – добровольное присоединение Грузии к России. Присоединение Грузии осложнилось войной с Персией и волнениями среди кавказских горцев. В 1813 году русские войска одержали победу над персами и заняли районы Дербента и Баку.

Крым и Грузия вошли в состав Российской империи на равных правах с остальными территориями, не имели автономии.

1809 г. – присоединение Финляндии, произошедшее во время войны со Швецией. Финляндия имела собственное самоуправление.

В 1801 г. Александр I Манифестом восстановил действие Городского положения 1785 г. С этого времени русские города юридически управлялись на принципах общественного самоуправления, однако в действительности самостоятельность городской представительной власти была сведена до «возможного минимума». Также в 1801 г. было разрешено приобретать землю в собственность всем свободным жителям России (отменена дворянская привилегия на земельную собственность).

1802 г. – учреждены новые органы отраслевого управления – министерства. Министр единолично решал все вопросы. Министерства входили в Комитет министров, особо важные дела обсуждались на Совете министров в присутствии государя.

В 1801-1810 гг. образован Государственный Совет – подобие совещательного органа власти, в который входили высшие государственные сановники. Участники Госсовета назначались императором или входили в него по должности (министры). В Госсовете обсуждалось законодательство и важнейшие государственные вопросы. Председатель Госсовета – близкий родственник императора или знатный сановник. Госсовет был консервативным органом, законы в нем рассматривались очень медленно, радикальные новшества не одобрялись. Зато законы Госсовета готовились тщательно, с учетом мнения высших государственных чиновников.




Реформа просвещения была направлена на подготовку квалифицированных кадров для госслужбы. В 1804 г. был принят первый Университетский устав. Он провозглашал автономию высшего образования, на университеты ложилась обязанность по контролю над средним и начальным образованием. Учреждены новые университеты в Дерпте, Казани, Харькове. В губернских городах открывались гимназии, в уездных – училища. Для подготовки государственных служащих созданы привилегированные учебные заведения – лицеи, сочетавшие гимнастический и университетский курсы. В 1817 г. Министерство просвещения было преобразовано с целью распространения в образовании благочестия.

В начале XIX века в России добавляется еще одна функция госуправления. После победы над Наполеоном Россия вместе с другими европейскими странами образовала Священный союз, главной целью которого было объединение европейских монархов против революционного движения.

В 1810-20 гг. началось создание военных поселений – попытка сделать из государственных крестьян госслужащих и сократить государственные расходы на оборону.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: