Под периодизацией психического развития личности понимается принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий). Во многих концепциях смена стадий основывается на имеющемся в основании некотором устойчивом признаке (или отношении признаков). В зависимости от своих теоретических установок сторонники периодизации психического развития подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий, используя при этом разные критерии и выделяя различное психологическое число стадий.
У Ж. Пиаже основой периодизации является характеристика интеллекта. Согласно Ж. Пиаже:
• интеллект представляет собой частную форму адаптации организма,
• взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции(обьединение) и аккомодации(приспособление) и продиктовано поисками равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понимания,
|
|
• по мере развития мышление постепенно претерпевает все более сложные системные и структурные изменения.
Задачей генетического исследования интеллекта является определение различных стадий, характеризующих этот постоянный поиск равновесия.
В когнитивном развитии Ж. Пиаже было выделено четыре стадии:
• сенсомоторная (от 0 до 2 лет);
• интуитивная, или дооперациональная (от 2 до 7–8 лет);
• конкретных операций (от 7–8 лет до 11–12 лет);
• формальных операций (от 11–12 до 14–15 лет).
Стадия формальных операций представляет собой последний этап в развитии интеллекта (табл. 27).
От рождения и до подросткового возраста когнитивное развитие ребенка делится на два основных периода: моторный период; период мышления в представлениях (дооперациональная стадия и стадия конкретных операций).
В основе теории Ж. Пиаже лежит мысль о том, что в процессе развития ребенок действует активно, а не просто реагирует на воздействия внешней среды.
Таблица 27