Обучение как целенаправленный процесс развития личности

Факторы формирования личности

Фактор - это движущая сила, причина какого-либо явления. Есть факторы развития внешние, обусловленные окружающей средой, и внут¬ренние, обусловленные активностью личности.

Ученые выделяют следующие факторы развития личности: наслед-ственность, среда, и воспитание. Как особый фактор выделяется деятель-ность.

Среди ученых нет согласия в вопросе о преимуществах во влиянии тех или иных факторов развития.

Наследственность (Торндайк, Дьюи, Кобе и др.) - способность орга-низмов передавать потомству определенные качества и особенности.

Задатки - это анатомо-морфологические особенности организма, яв¬ляющиеся предпосылками развития способностей.

Способности - это индивидуальные особенности личности, являю-щиеся субъективными условиями осуществления определенного рода дея¬тельности.

Среда - это реальная действительность, в условиях которой проис-ходит развитие человека. На формирование человека влияет географиче¬ская, национальная, школьная, семейная среда.

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс. Он поз¬воляет преодолеть негативные влияния среды.

Деятельность - создание материальных условий жизни, удовлетво-рение потребностей, реализация собственного потенциала, самореализация в обществе, развитие духовного мира и реализация культурных потребно¬стей.

В современном понимании обучение - это процесс широкого взаи-модействия между педагогом и учащимися с целью развития личности по¬средством организации усвоения обучающимися знаний и способов дея¬тельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутрен¬ней активностью ученика, в результате которой происходит освоение че¬ловеческого опыта.

Существует три точки зрения по поводу взаимосвязи обучения и раз¬вития личности.

1) Обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использо-вание возможностей, которые возникают в процессе развития. Обучение идет вслед за развитием, поэтому необходимо ждать, пока созреют воз-можности для обучения.

2) Обучение и развитие - это два тождественных процесса (Джеймс, Торндайк).

3) Обучение может идти не только вслед за развитием, не только па-раллельно с ним, но и впереди развития, продвигая все дальше и вызывая в нем новообразования (JI.C. Выготский). J1.C. Выготский выделил два уровня умственного развития:

А) уровень (зона) актуального развития - фактический уровень под-готовленности ученика. На этом уровне он вполне самостоятельно выпол¬няет определенные задания, т. е. уровень показывает, какие задания могут быть выполнены ребенком.

Б) уровень (зона) ближайшего развития - обозначает то, что ребенок не может выполнять самостоятельно, но с чем справляться с небольшой помощью.

Современная педагогика утверждает диалектическую связь обучения и развития: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение ведет за собой развитие и в то же время опирается на него.

Учение имеет место там, где действия человека управляются созна-тельной целью усвоения определенных ЗУН. Учение обеспечивается по-знавательными процессами и волевыми качествами.

Основные характеристики учебной деятельности:

4) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

5) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

6) общие способы действий предваряют решение задач;

7) учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке;

8) происходят изменения психических свойств и поведения учащихся в зависимости от результатов собственных действий.

Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического мышления и со- знания. От этого зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.

В процессе обучения происходит саморазвитие, самоизменение лич¬ности ученика, переход от незнания к знанию. Продуктом учебной дея¬тельности является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном,, смысловом отношениях, формирование зна¬ний и умений применять их для решения разнообразных практических за¬дач.

Внешнюю структуру учебной деятельности составляют: мотивация, учебные задачи, воплощенные в заданиях, учебные действия, контроль, переходящий в самоконтроль, оценка, переходящая в самооценку. Приори¬тетным в учебной деятельности является совместная учебная деятельность и взаимодействие с преподавателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: