Аристотель. Компьютерная графика

Компьютерная графика

Аристо́тель (греч. Αριστοτελης), называемый также Стагирит по месту рождения (384 в Стагире — 322 до н. э. в Халкиде на Эвбее), древнегреческий философ и учёный.

Ученик Платона, c 343 до н. э. воспитатель Александра Македонского, основатель Ликея (Лицея или перипатетической школы). Создатель формальной логики. Его система — одно из самых широких обобщений итогов греческой философии. Дал картину мира как восхождения от бесформенной материи через ступени её организации формами к самопознающему Уму. Аристотель впервые классифицировал все живое на виды и роды.

Аристотель создал довольно стройное педагогическое учение. Он выдвинул идею природосообразности в воспитании, определил гармонию в развитии личности через физическое, нравственное и умственное воспитание; впервые попытался дать возрастную периодизацию, считал воспитание молодежи – важнейшим делом государства.

В Древнегреческой философии можно выделить основные тенденции развития педагогики: материалистическая – главным образом у Демокрита, идеалистическая – у Сократа, Платона. Решающее значение для духовного формирования человека имеют, по Демокриту, жизненный опыт, дела, поступки: "Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу".

Противоположны этим воззрениям идеи Сократа. Он видит главную задачу педагога в том, чтобы пробудить в сознании людей представления и понятия, которые уже имеются в скрытом виде. Это достигается при помощи "Сократовской беседы", когда собеседник благодаря наводящим вопросам сам делает нужные выводы (способ обучения получил название маевтика)

Если по Демакриту "хорошими людьми становятся более от упражнения, чем от природы", то по Сократу, чтобы стать добродетельным достаточно познать, что хорошо, что плохо"

Дальнейшим продвижением педагогической мысли является разработка в I в. н. э. римским педагогом Марком Квинтилианом (35-96 гг.) основ дидактики.

В 12 книгах «О воспитании оратора» он систематизировал заимствованные из Греции педагогические идеи и дополнил их целым рядом указаний по содержанию образования:

цель – подготовка оратора, особое место в которой принадлежит музыкальному воспитанию;

методы обучения (три последовательных стадии: подражание, теоретическое наставление и упражнение);

впервые выдвинул идею о дидактических принципах, правилах и методике обучения.

Таким образом, практика воспитания и обучения породила в Древнем мире педагогическую мысль.

После падения Римской империи в 476 году началось европейское Средневековье, надолго определившее пути развития образования. Границы этой эпохи размыты, индивидуальны для каждой страны. Средние века принято делить на раннее Средневековье (V–XI вв.), развитое (XI–XIII вв.), позднее (XIII–XV вв.) и эпоху Возрождения (XV–XVII вв.).

В Средневековье (феодальная формация) воспитание и обучение носили религиозно-догматический характер. Школа была сосредоточена в рамках церкви, и ее целью была подготовка духовенства.

В первый период Средних веков имелись школы трех типов: монастырская, соборная, приходская.

Содержание образования составляли молитвы, письмо, чтение, счет, а позже – арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки.

Для наиболее способных прибавлялась грамматика, риторика, диалектика (философия).

Соответственно тривиум и квадривиум составляли «семь свободных искусств», которые вместе с богословием были содержанием образования. Система организации обучения была индивидуально-групповая, методы обучения основывались на механической памяти (догматика, схоластика), методами стимулирования учения были телесные наказания.

Воспитание мальчиков знатного происхождения шло иначе.

Содержанием рыцарского воспитания были семь рыцарских добродетелей: езда верхом, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шашки, сочинение и пение стихов.

В конце первой половины Средних веков появляется схоластика – тип религиозной философии, который характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

В сочинениях виднейших схоластов: Петра Абеляра (к. XI – н. XII в.), Фомы Аквинского (XIII в.) говорится о необходимости развития формально-логического мышления, умения разрабатывать классификации и давать определения. Как метод исследования и обучения схоластика развивала умственные способности, приучала к развитию внимания, методичности. Но в практике обучения она не смогла упрочить вышеуказанные положительные черты.

Фома́ Акви́нский (другое написание имени Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas) (род. 1225/26, замок Роккасекка, близ Акуино, недалеко от Неаполя — ум. 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — первый схоластический учитель церкви, «princeps philosophorum» («князь философии»); с 1879 признан официальным католич. религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Учился в Кёльне, Болонье, Риме, Неаполе; Фома Аквинский первый проводит четкую и резкую границу между верой и знанием. Разум, по его мнению, только дает обоснование непротиворечивости откровения, веры (мистерий).

У ученых-схоластов последовательный ряд вопросов был своего рода исследованием, то в школах эти же вопросы и уже готовые на них ответы приводили к зубрежке, а не к критической работе ума.

И все-таки схоластика так же, как и открытие в XII – XIII вв. целого ряда средневековых университетов, сыграла для своего времени огромную роль в развитии культуры, образования, педагогической теории и практики в частности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: