Педагогика эпохи Возрождения – гуманистическая педагогика

Появляется требование развития активности и самодеятельности ребенка. Выдвигается принцип интереса в обучении; в связи с этим меняется в корне и методика взаимодействия учителя и ученика: отвергается суровая дисциплина средневековых школ, не поощряются телесные наказания. Ослабление влияния церкви выразилось в развитии государственной школы, в изменении характера образования. Развитие педагогической мысли связано с именами ученых В. да Фельтре (автор «Школы радости»), Э. Роттердамского, Ф. Рабле (роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»), М. Монтеня (философское эссе «Опыты»), которые критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, выступали за гуманное отношение к детям.

Дальнейшее развитие теории и практики воспитания и обучения отражено в работах социалистов-утопистов Р. Оуэна, Т. Мора и Т. Кампанеллы («Город солнца»)

К концу XVI – началу XVII в. в педагогической науке утвердились следующие идеи: разносторонность воспитания, всеобщность обучения, наглядность в обучении.

Хотя идеи гуманистов отражали развитие педагогики, в школах 15-16 вв. преобладала схоластика.

Критика схоластики в воззрениях и трудах Фрэнсиса Бэкона, (1561-1626) отца материализма нового времени привела к развитию педагогики.

Сформулированные им положения сенсуалистической теории познания стали гносеологической основой дальнейшего развития педагогики, на нее опираются пансофия и дидактика Коменского, философские и психолого-педагогические произведения Локка.

В 1623 г. английский философ Фрэнсис Бэкон издал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором выделил педагогику в качестве отдельной отрасли знания.

В этом же столетии статус педагогики как науки был закреплен и окончательно обозначен трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) (капиталистическая формация)

Ян А́мос Ко́менский (в России часто произносят с ударением на второй слог: Коме́нский) (чешск. Jan Amos Komenský, лат. Comenius; 28 марта 1592, Нивнице, Южная Моравия в 15 ноября 1670, Амстердам) чешский педагог-гуманист, общественный деятель, основоположник педагогической науки.

Его знаменитый труд «Великая Дидактика » содержит основные вопросы теории и организации процесса обучения. Педагогика была обозначена Я. А. Коменским термином «Дидактика», под которой он понимал обучение и воспитание.

Коменскому принадлежат слова: «Образование человека нужно начинать в весну жизни, т.е. в детстве, ибо детство отображает весну, юность- лето, возмужалый возраст – осень и старость- зиму»

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему:

материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет),

школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами),

в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию).

Педагогические труды Я.А. Коменского:

«Великая Дидактика»;

«Материнская школа»;

«Мир чувственных вещей в картинках»

Характерной чертой зарубежной педагогики Нового Времени (18 век) является активное развитие теории воспитания и обучения Дж. Локком в Англии (1632-1704), работа «Мысли о воспитании. Воспитание джентльмена 17 века», Ж.Ж. Руссо во Франции (1712-1778), «Эмиль или о воспитании», И.Г. Песталоцци в Швейцарии (1746-1827) «Лебединая песня», И. Гербартом (1776-1841) и А. Дистервегом в Германии(1790-1866).

Локк (Locke) Джон (1632-1704) – английский философ-просветитель, педагог, основоположник социально-политической доктрины либерализма, создатель основ эмпирической психологии.

Джон Локк выступал против средневекового подавления личности, муштры, запугивания маленьких детей.

Он выдвинул важные психолого - педагогические положения об учёте возрастных особенностей, механизме привычки и её роли в формировании характера, развития любознательности и сознательности детей, показал пути формирования нравственности. Свои взгляды на воспитание изложил в работе «Мысли о воспитании джентльмена 17 века»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: