История возникновения и развития педагогики как науки
Составитель: Лопатина Л.Л.
Целевые установки: формирование представления о логике становления педагогики как науки в историко-педагогическом процессе, развитии педагогической теории как науки об образовании; формирование умения работать с первоисточниками, выделяя главные периоды в развитии педагогики как науки, заполнять таблицу, выделяя смену способа образования в разные исторические эпохи.
План:
1. Возникновение и развитие зарубежной педагогики.
2. История становления педагогики в России. Работа с первоисточником: Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды.
3. Современный этап в развитии педагогики в России. Смена образовательных парадигм.
СРС - работа со статьей «Подготовка учителя к работе в условиях личностно-ориентированного образования» В.В. Сериков. Конспект статьи по плану: понятие «личностно-ориентированное образование»; научные школы (авторы-разработчики); критерии личностно-ориентированного образования; принципы личностно-ориентированного образования; что надо знать учителю, готовящемуся к работе в парадигме личностно - ориентированного образования?
Литература:
1. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999.
2. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. - М., 1998.
3. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика. – М., 1993.
4. Интернет источники
5. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. //Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1953. Т. 1, С. 13-31, 229-263.
6. Пискунов А. И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Я.А. Коменского //Я.А. Коменского. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1982. Т. 1. С. 7-24.
Литература для самостоятельного изучения:
1. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды.
2. Сериков В.В. Подготовка учителя к работе в условиях личностно-ориентированного образования. Сборник Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск, 1999
История становления зарубежной педагогики
Педагогическая отрасль человеческих знаний является одной из самых древних. Сначала эта отрасль развивалась на уровне эмпирики: имеющийся опыт, знания взрослые передавали детям изустно с целью подготовки к жизни.
Так, в Древней Греции (античный период, рабовладельческая формация) сложились две системы воспитания: спартанская и афинская.
Обе они определялись потребностями рабовладельческого общества: воспитание детей господствующей группы населения – рабовладельческой аристократии - имело целью подготовить граждан, умеющих держать рабов в страхе и повиновении, обладающих известными познаниями и качествами для управления государством и для защиты врагов. Разница этих систем воспитания была обусловлена некоторыми особенностями экономики, политики и культуры этих государств.