Каптерев Петр Федорович [7(19).7.1849, с. Клёново, ныне Подольского района Московской обл., - 7.9.1922, Воронеж], русский педагог и психолог. В 1872 окончил Московскую духовную академию. Преподавал психологию и педагогику в средних и высших учебных заведениях Петербурга, активно участвовал в работе Петербургского комитета грамотности и различных педагогических обществ; один из организаторов 1-го съезда по семейному воспитанию и 1-го Всероссийского съезда по педагогическая психологии (1906).
К. - автор работ по теории и истории педагогики:
«История русской педагогии» (1910).
«Задачи и основы семейного воспитания» (1898, 2 изд., 1913),
«О природе детей» (1899),
«О детских играх и развлечениях» (1898),
«Энциклопедия семейного воспитания и обучения», редактором которой он был с 1898.
«Педагогическая психология», 1877.
Разрабатывая учение о типах душевной жизни («Из истории души. Очерки по истории ума», 1890, и др.)
В статье «Общий ход развития русской педагогии и ее главные периоды» П.Ф. Каптерев выделяет три периода в развитии педагогики: церковный, государственный и общественный.
|
|
Основанием для выделения названных периодов является преобладающий тип или характер педагогики в определенный период времени. «Каждый вступающий в педагогический процесс деятель подходит к народному образованию со своими особенными задачами и требованиями, проводит свои взгляды, свое миропонимание, вследствие чего преобладание того или другого деятеля в педагогическом процессе сообщает особый вид, и характер всей педагогии данного времени» - писал П.Ф. Каптерев.
Первый период - Церковная педагогия обнимает время до Петра I (конец XVII – начало XYIII вв.) и характеризуется преобладающим положением церкви и ее мировоззрения в жизни русского народа и в его образовании. Образование того времени заключалось в изучении церковно-богослужебных книг и священного писания; учителями были духовные лица и светские, готовившиеся к занятию духовных должностей. Первые учебно-воспитательные учреждения появились в X-XI вв.
В XII веке просвещением на Руси занимались в основном «мастера грамоты» - одиночки; в XIII – XV в. – школы «мастеров грамоты», которыми в это время были и дьячки и мирские люди. В XVI-XVII вв. развитие получили школы при монастырях или на дому у священников (от 3 до 15 учеников).
Древнейшим памятником русской педагогической мысли было «Поучение Владимира Мономаха детям» (конец XI – начало XII в.).
Заметный след в развитии педагогической мысли оставил труд Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских», в котором излагались правила поведения детей в семье, в школе, в общественных местах.
|
|
Плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики Симеона Полоцкого. В 1664 г. им была открыта школа славяно-греко-латинского языка при Спасском монастыре в Москве.
Таким образом, церковное образование было единственным типом образования в первый период, оно было одно для всех, и для бедных и для богатых, для мальчиков и для девочек. Главными методами воспитания был пример родителей и учителей.
Второй период истории русской педагогии – государственная педагогия, продолжался до воцарения императора Александра II, т.е. до эпохи освобождения крестьян от крепостной зависимости.
XVIII век – особый период в истории России.
В области образования он характеризуется, прежде всего, открытием государственных школ практической направленности (математических и навигацких наук, горнозаводских, медицинских и т.д.). Большой вклад в развитие русской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов
(1711-1765)
Работа неизвестного художника. Масло
Дата рождения: 8 (19) ноября 1711.
Место рождения: Деревня Мишанинская [2], ныне — село Ломоносово (близ Холмогор), Архангельская губерния
Дата смерти: 4 (15) апреля 1765, Санкт-петербург.
Научная сфера: Естествознание, химия, физика, минералогия, история, филология, механика и др.
Место работы: Императорская Санкт-Петербургская Академия Наук
Известен как: академик Петербургской АН, член Академии художеств, почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук.
Он создал ряд учебных книг: «Риторику», «Российскую грамматику» и др.
Видными деятелями просвещения в России XVIII века были И. И. Бецкой, Н.И. Новиков.
Бецкой, Иван Иванович, - русский государственный деятель.
Родился 3 февраля 1704 г. в Стокгольме, где отец его был в плену, и там же прожил детские годы. В России Бецкой сначала состоял флигель-адъютантом при отце в Киеве и в Москве, а в 1729 г. определился на службу в коллегию иностранных дел, от которой нередко, был посылаем в качестве кабинет-курьера в Берлин, Вену и Париж.
Прожил за границей 15 лет, а в начале 1762 г. Петром III был вызван в Петербург и назначен главным директором канцелярии строений и домов его величества. Екатерина, знавшая Бецкого с самого приезда своего в Россию, приблизила его к себе, оценила его образованность, изящный вкус, его тяготение к рационализму, на котором и сама воспиталась. В дела государственные Бецкой не вмешивался и влияния на них не имел; он отмежевал себе особую область - воспитательную.
Указом 3 марта 1763 г. на него было возложено управление Академией Художеств, при которой он устроил воспитательное училище, а 1 сентября того же года был обнародован манифест об учреждении московского воспитательного дома по плану, составленному, согласно одним данным, самим Бецким, согласно другим - профессором Московского университета А.А. Барсовым, по указаниям Бецкого.
Вверив Бецкому руководство всеми учебными и воспитательными заведениями, Екатерина одарила его большими богатствами, значительную долю которых он отдавал на дела благотворительности и особенно на развитие воспитательных учреждений.
В 1763 году императрица Екатерина II утвердила проект И. И. Бецкого об устройстве в Москве Воспитательного дома.
Это было уникальное для России учреждение, созданное по образцу воспитательных домов для сирот и бедных детей Западной Европы.
Система закрытого воспитания детей И.И.Бецкого предусматривала воспитание детей – дошкольников.
В 1778 г. Сенат в торжественном заседании поднес Бецкому выбитую в его честь большую золотую медаль (беспримерный случай), с надписью: "За любовь к отечеству".
Бецкой признает, что человек от природы не зол, а добр, и душа ребенка подобна воску, на котором можно писать что угодно. Бецкой предлагает воспитательным учреждениям писать на ней доброе: "Утверждать сердце юношей в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых; обучать их домостроительству..., особливо же вкоренять в них... склонность к опрятности и чистоте". Важно образовать в этом направлении сначала первое поколение, "новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитательные правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и так следуя из родов в роды, в будущие веки".
|
|
С идеей педагогической Бецкой сливал и политико-социальное стремление: создать в России образованное третье сословие, "третий чин людей". Он видел, как росло на Западе нравственное, политическое и особенно экономическое значение этого сословия, и сожалел, что в России только "два чина установлены: дворяне и крестьяне", а купцы, мещане, ремесленники и связанные с этими званиями отрасли государственной жизни значения не имели. Все педагогические планы Бецкого и уставы созданных им заведений собраны в отдельном издании: "Учреждения и Уставы, касающиеся до воспитания в России обоего пола юношества" (СПб., 1774). - См. П.М. Майков, "Ив. Ив. Бецкой. Опыт биографии" (СПб., 1904)
Н.И. Новиков