Тема 2. Классические понятия психологии личности

1. Понятие развития. Рост. Созревание в психологии личности.

2. Проблемы влияния среды и наследственности в определении личности.

3. Категория деятельности как объяснительный принцип феномена личности. Закон взаимодействия личности и деятельности. Закономерности развития деятельности как основа развития личности.

4. Проблема социализации личности. Что такое социализация и индивидуализация? Как они соотносятся между собой? Аспекты социализации.

5. Поведение и переживание как деятельность личности.

• Личностное поведение, его формы (Т. В. Сенько).

• Переживание как деятельность по перестройке внутреннего мира субъекта. Критические жизненные ситуации в анализе переживания (В. Ф. Василюк).

6. Мотивы и мотивация. Теории мотивации:

• Теория когнитивного диссонанса.

• Теория ожидаемой ценности.

• Теория инструментального действия.

• Теория каузальной атрибуции.

• Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности.

• Основные концептуальные положения теорий мотивации.

7. Современные исследования личностной мотивации.

8. Личностное сознание, самосознание, Я-концепция:

• Определение личностного сознания, самосознания и Я-концепции. Я-концепция как совокупность установок «на себя». Структура Я-концепции. Значение Я-концепции.

• Рефлексия. Понятие рефлексии. «Я» – другое «Я».

• Проблема сознания в трудах Л. С. Выготского.

• Последствия методологической ориентации на марксизм при изучении сознания (на материале работ А. Н. Леонтьева).

• Взгляды современных психологов на проблемы сознания, самосознания и Я-концепции.

Литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990. – С. 132–172.

2. Асмолов А. Г. Среда, наследственность и развитие личности // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999. – Т. 2. – С. 345–354.

3. Бахур В. Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувства собственного «Я» // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 41–46.

4. Белановская О. В. Развитие рефлексивной деятельности учащихся // Адукацыя i выхаванне. – 1998. – № 12. – С. 14–19.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. – М., 1986. – 420 с.

6. Бубнова И. И. Основные направления исследований мотивации в современной зарубежной психологии // Псiхалогiя. – 1997. – Вып. 7. – С. 96–102.

7. Василюк В. Ф. Психология переживания. – М., 1989. – С. 17–47.

8. Гордеева О. В. Проблема сознания в трудах Л. С. Выготского // Мир психологии. – 1999. – № 1 (17). – С. 111–118.

9. Гордеева О. В. Последствия методологической ориентации на марксизм при изучении сознания (на материале работ А. Н. Леонтьева) // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 56–72.

10. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 15–37.

11. Келеси М. Рефлексия как путь к самопознанию личности и ее жизненных отношений // Развитие самопознания личности в раннем юношеском возрасте. – Киев, 1996. – С. 6–12.

12. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. – 1981. – Т. 2. – № 3. – С. 25–38.

13. Кон И. С. Открытие «Я». – М., 1978. – 367 с.

14. Кон И. С. «Я» как научная проблема // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946– 1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1981. – С. 142–146.

15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – С. 124–159.

16. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – СПб., 1996. – С. 48–66.

17. Мейли Р. Различные аспекты «Я» // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М., 1982. – С. 132–142.

18. Пергаменщик Л. А. Самосознание личности. Методологические и прикладные проблемы. – Мн., 1993. – 40 с.

19. Реан А. А. Социализация личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – С. 360–365.

20. Сенько Т. В. Психология взаимодействия: Диагностика и коррекция личностного поведения: Учеб. пособие. – Мн., 1998. – Ч. 2. – С. 9–15, 53–95.

21. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983. – С. 5–124.

22. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. – 1986. – № 6. – С. 14–22.

23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Под ред. Б. М. Величковского. – М., 1986. – Т. 1. – С. 31–92.

24. Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 316–337.

25. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977. – С. 89–108.

26. Фельдштейн Д. И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.; Воронеж, 1998. – С. 154–169.

27. Wigfield A., Karpathian M. Who Am I and What Can I Do? Children's Self-Concepts and Motivation in Achievement Situations // Educational Psychologist, 26 (3 & 4), Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1991. – P. 233–261.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: