1. Проблемы и тенденции исследований личности в современной психологии.
2. Системный подход к изучению формирования и развития личности.
3. Методологические проблемы общественной детерминации развития личности.
4. Принципы изучения личности.
5. Методы изучения личности: разные подходы к классификации методов.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. – М., 1982. – Т. 2. – С. 123–237.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1982. – С. 181–189.
3. Анцыферова Л. И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы развития личности. – М., 1982. – С. 140–147.
4. Буева Л. П. Методологические проблемы общественной детерминации развития личности // Проблемы развития личности. – М., 1982. – С. 11–24, 31–38.
5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.: Пер. с франц. – М., 1996. – Т. 2. – С. 277–317.
6. Карцева Т. Б. К проблеме классификации методов изучения личности в психологии // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. – М., 1987. – С. 85–89.
7. Коссов Б. Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. – 1997. – № 6. – С. 58–69.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб., 1997. – С. 56–104.
9. Brandstatter Н., Schuler Н., Stocker-Kreichgauer G. Psychologie der Person. – Stuttgart, Berlin, Koln, Mainz, 1978. – S. 15–30.
10. Stepulac M. Podej s ce systemowe we wspo l cesnej Psychologii Polskiej. – Lublin., 1995. – S. 27–69.
Тема 6. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций.
2. Идентификация как основной механизм развития личности.
3. Периодизация развития личности.
• Психологический возраст личности.
• Понятие личностной зрелости как уровня развития личности.
• Критерии личностной зрелости.
• Деперсонализация.
3.3. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности (Ж. Пиаже, Л. Колберг).
3.4. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности:
• Психосексуальные стадии развития по З. Фрейду. Влияние фиксаций и комплексов на процесс формирования личности.
• Э. Эриксон. жизненный цикл: эпигенез идентичности.
3.5. Периодизация развития личности по критерию ведущей деятельности:
• А. Н. Леонтьев. Формирование личности.
• Д. Б. Эльконин. Проблема периодизации психического развития.
3.6. Функционально-стадиальная модель онтогенетического развития Ю. Н. Карандашева. Возрастной ряд ведущих психических функций.
Литература
1. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990. – С. 328–336.
2. Буева Л. П. Методологические проблемы общественной детерминации развития личности // Проблемы развития личности. — М., 1982. – С. 11–24, 31–38.
3. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б.Гиппенрейтер, А. А.Пузырея. – М., 1982. – С. 161–166.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1997. – С. 292–323.
5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.: Пер. с франц. – М., 1996. – Т. 2. – С. 7–71.
6. Карандашев Ю. Н. Развивающиеся роботы будущего. – Мн., 1989. – С. 192–246.
7. Карандашев Ю. Н. Психология развития: Введение: Учеб. пособие. – Мн., 1996. – Ч. 1. – С. 153–229.
8. Методический материал по психологии развития / Сост. Ю. Н. Карандашев. – Мн., 1998. – 12 с.
9. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. – С. 410–435.
10. Логинова Н. И. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 156–173.
11. Мухина В. С. Проблема генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. – М., 1985. – С. 73–96.
12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие. – М., 1997. – С. 27–57.
13. Теория личности З. Фрейда // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999. – Т. 1. – С. 83–89.
14. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.; Воронеж, 1998. – С. 201–208.
15. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1999. – Т. 1. – С. 305–348.
16. Self and identity: perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1987. – Р. 121–133.