Вопрос 3. Студенту необходимо вспомнить особенности социально-политического устройства России второй половины XVI века: появление сословно-представительного органа

Студенту необходимо вспомнить особенности социально-политического устройства России второй половины XVI века: появление сословно-представительного органа (Земский собор); формирование системы государственного и административного управления (Боярская Дума, приказная система, органы местного управления); и в целом характеристики сословно-представительной монархии.

Студент должен знать основные направления внутренней политики первых представителей династии Романовых: Михаила Федоровича (1613 – 1645) и Алексея Михайловича (1645 – 1676). Особое внимание студенту необходимо уделить мерам по стабилизации экономики страны, военным преобразованиям, изменениям, происходившим в социальной сфере, мерам по укреплению централизации государства.

Студенту необходимо знать, что такое абсолютная монархия, абсолютизм, и уметь выявлять зарождающиеся проявления абсолютизма в экономической, социальной и политической сферах Московского государства со второй половины XVII в. Студент должен знать основные изменения в системе управления государством, по сравнению с XVI в., и уметь иллюстрировать конкретными примерами тенденцию дальнейшего усиления абсолютизма. Студенту следует учитывать, что одним из проявлений дальнейшей абсолютизации монархии являлось издание общегосударственного сборника законов – Соборного уложения 1649 г.

Студент должен знать характеристику и содержание основных статей Соборного уложения: о статусе царя и в целом государственной власти; о положении церкви в обществе и государстве; о положении представителей всех сословий в социальной иерархии и нормах их взаимоотношений. Особое внимание рекомендуется уделить главе «Суд о крестьянах» – найти подтверждения изменению правового статуса этого сословия и завершению законодательного оформления крепостного права. Закрепощение крестьян и частичное ограничение прав городского населения, рост налогов, взимаемых с податного населения, приводили к социальным недовольства. Студенту необходимо уметь характеризовать городские восстания середины XVII века (Соляной бунт 1648 г. и Медный бунт 1662 г.) и крестьянскую войну под предводительством С. Разина (1670 — 1671 гг.).

Студенту необходимо понимать, что дальнейшее усиление абсолютизма сопровождалось постепенным ограничением самостоятельности церкви и ее подчинением светской власти — этот процесс называется секуляризацией. В XVII веке православие являлось не только общегосударственной религией в России, но и неотъемлемым инструментом идеологии. В связи с этим государственная власть в России пыталась проявлять инициативу по упорядочению церковного культа на всей территории государства и на вновь присоединенных районах (Левобережная Украина). Студент должен уметь выявлять причины реформы православной церкви в России второй половины XVII в., знать сторонников (Никон), противников (Аввакум и «Кружок ревнителей древнего благочестия») и возможные варианты проведения реформы. Студент должен знать основные итоги церковной реформы, понимать, что церковный раскол — ее незапланированный результат – привел к социальному конфликту: в одном лагере оказались сторонники реформ и выбранного пути дальнейшей централизации государства, в другом — приверженцы старых обрядовых традиций и сторонники прежних взаимоотношений власти и подданных.

Студент должен прийти к выводу, что в отличие от Западной Европы XVII века, вступившей на путь капитализма, Россия в данный период продолжала развиваться в направлении дальнейшей консервации феодально-крепостнических порядков и усиления верховной власти, что в большей мере соответствовало восточному варианту развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: