Вопрос 2. При рассмотрении данного вопроса студенту необходимо уметь давать характеристику личности Петра I и знать обстоятельства его восшествия на русский престол

При рассмотрении данного вопроса студенту необходимо уметь давать характеристику личности Петра I и знать обстоятельства его восшествия на русский престол. Студент должен понимать, что общая направленность преобразований, проведенных Петром I, укладывается в понятие «модернизация». Студенту необходимо знать, что такое модернизация, какова была степень необходимости ее проведения в России на рубеже XVII – XVIII веков, какие условия способствовали осуществлению модернизации. Студенту необходимо понимать, что в качестве модели модернизации русского общества и государства был выбран западный вариант. Студент должен уметь характеризовать процесс модернизации в России первой четверти XVIII века по следующим направлениям:

1) изменения в социально-экономической жизни страны (рост мануфактурного производства и обеспечение его рабочей силой – посессионные и приписные крестьяне; экономическая политика государства – протекционизм и меркантилизм; финансовая реформа; реформирование системы налогообложения; указ о единонаследии; Табель о рангах).

2) изменения в военной сфере (регулярная армия и обеспечение ее нужд продукцией российских мануфактур; рекрутские наборы; военно-морской флот; открытие военных учебных заведений и издание военных уставов);

3) изменения в системе управления государством (создание Сената, коллегиальная реформа, административно-территориальная реформа, указ о престолонаследии)

4) изменения в культурной и бытовой жизни (секуляризация, создание Синода, учреждение РАН, появление светской живописи, ассамблеи, бытовые изменения).

Студент должен уяснить, что основными результатами и последствиями петровских преобразований были:

- завершение формирования абсолютизма (студент должен уметь доказывать, что в правление Петра I в России оформились все черты, присущие абсолютной монархии;

- преодоление отставания России от ведущих западноевропейских стран в военной и экономической сферах (привести доказательства).

- цивилизационный раскол в русском обществе (сторонники/противники реформ; приверженцы традиционной, православной/светской культуры; возможность налаживания диалога между носителями разных типов культур);

- активизация внешней политики (внешнеполитические задачи России в XVIII веке, основные военные кампании – Азовские, Прутский и Каспийский походы, Северная война – их итоги и значение).

Студент должен понимать, что благодаря внешнеполитическим успехам и изменению геополитического положения на мировой арене, Россия стала империей (1721 г.). Студенту необходимо знать, какие характеристики позволяют определить Российское государство с 20-х годов XVIII века как империю.

В итоге семинарского занятия студент должен прийти к выводу, что модернизация в России первой четверти XVIII века была вызвана внешней угрозой с Запада и происходила, в связи с этим, по европейским образцам (как ответ на возможный вызов западной цивилизации); носила догоняющий характер (западные экономические, управленческие, военные, культурные модели адаптировались под русское общество и государство с традиционным восточным укладом); неоднозначно понималась российским обществом и влияла на него, что, отчасти, привело к культурному расколу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: