Вопрос 1. При подготовке к данному вопросу студенту необходимо разобраться в изменениях, произошедших в мировоззрении европейцев в XVIII веке (секуляризация)

При подготовке к данному вопросу студенту необходимо разобраться в изменениях, произошедших в мировоззрении европейцев в XVIII веке (секуляризация). Студент должен знать, каковы характерные черты эпохи Просвещения, что такое рационализм и рациональная картина мира.

Студент должен уметь давать характеристику социально-экономическому развитию ведущих стран Западной Европы в XVIII веке (Англия и Голландия) и России. В частности, особое внимание следует уделить путям развития сельского хозяйства (экстенсивный, интенсивный).

Студенту необходимо выяснить, какие способы производства существовали в Европе и в России в рассматриваемый период (ремесленный, мануфактурный, фабрично-заводской). Студент должен знать, что такое промышленный переворот, в каких странах он уже произошел, и уметь объяснять, почему в России к XVIII веку не сложились предпосылки для этого процесса. Студент должен выяснить особенности развития торговли в ведущих странах Западной Европы и в России, и сопоставить по ряду критериев: степень сформированности внутреннего рынка, количество производимых товаров, покупательная способность основной части жителей государства. Показателем интенсивности экономического развития являются темпы роста городов и городского населения (в соотношении с общим числом жителей государства). Студент должен понимать причины низкого уровня урбанизации в XVIII веке в России в сравнении с передовыми западноевропейскими странами.

Студент должен уметь давать характеристику социального устройства в ведущих странах Западной Европы и в России, применительно к XVIII веку по следующим направлениям:

- характеристика сословного (классового) устройства;

- основные производительные силы и их правовое положение;

- правовое и экономическое положение европейской и русской аристократии, степень «открытости» данной социальной группы.

Студент должен знать особенности политического развития ведущих стран Западной Европы и России в XVIII веке: уметь давать характеристику государственному устройству Англии, Голландии, Франции и России по следующим признакам:

1) Наличие и роль монарха в политической жизни государства, широта его властных полномочий;

2) Наличие/отсутствие разделения властей;

3) Роль бюрократии в государственной жизни;

4) Наличие/отсутствие регулярной армии;

5) Специфика формирования органов верховной власти (выборность, назначение, передача по наследству);

6) Система управления на местах;

7) Степень централизации государства;

8) Отношение общества к существующей политической системе.

Студент должен уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом и политическом развитии ведущих стран Западной Европы и России в XVIII веке. Несмотря на то, что внешне Российское государство в XVIII тяготело к заимствованиям прогрессивных европейских политических и экономических моделей (на основе капиталистических отношений), в России способы управления страной и экономические механизмы оставалась традиционными (феодально-крепостническими).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: