Вопрос 2. При рассмотрении данного вопроса студенту необходимо дать характеристику личности Николая I, используя отзывы современников о нем; знать обстоятельства его

При рассмотрении данного вопроса студенту необходимо дать характеристику личности Николая I, используя отзывы современников о нем; знать обстоятельства его восшествия на русский престол (в условиях выступления декабристов).

Студенту необходимо понимать, что основными целями правления Николая I были: борьба с распространявшимися после движения декабристов либеральными и революционными кружками, усиление личной власти монарха, снижение остроты крестьянского вопроса.

Студент должен разобраться в сущности мероприятий Николая I, направленных на достижение указанных целей. Среди мер, предпринятых для наведения порядка в империи, выделяются: создание новой общегосударственной идеологии – теории «официальной народности» (С.С. Уваров), реформы системы образования (ограничение автономии университетов, восстановление принципа сословности обучения в школе), новый цензурный устав (1826 г.), создание государственного гимна («Боже, царя храни»).

Анализируя мероприятия по усилению личной власти монарха, студенту следует остановиться на реорганизации Его Императорского Величества канцелярии, характеристике ее устройства и обратить особое внимание на функции III Отделения. Также стоит обратить внимание на то, что Николай I стремился подчеркнуть неограниченный характер монархической власти в России и в законодательстве: после завершения кодификации законов Российской империи, произведенной М.М. Сперанским в 1832 – 1833 гг. первая статья действующего законодательства гласила: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Студенту необходимо оценить и прокомментировать реакцию со стороны общества на мероприятия Николая I в общественно-политической жизни России.

Студент должен знать, что несмотря на попытки ограничения инакомыслия, во второй четверти XIX века в Российской империи активизировалась общественно-политическая жизнь, породившая дискуссию о путях развития российской государственности в среде русской интеллигенции (консервативно-охранительное направление, либеральное направление: западники и славянофилы; радикальное направление). Студенту необходимо проанализировать основные идеи, выдвигавшиеся сторонниками данных направлений, по реорганизации системы управления Российским государством и разрешению крестьянского вопроса.

Студент должен знать, что во второй четверти XIX века российским правительством предпринимались попытки улучшения положения крепостных крестьян. Студенту необходимо уметь характеризовать следующие мероприятия по решению крестьянского вопроса: создание 9 Секретных комитетов, указ об обязанных крестьянах (1842 г.), реформа государственной деревни П.Д. Киселева (1837 – 1841 гг.).

В результате освоения материала к данному вопросу студент должен прийти к выводу, что революционные потрясения в Западной Европе и российское движение декабристов побудили Николая I проводить политику противопоставления России Западу, а государственная идеология стала носить ярко выраженный национальный характер. Под воздействием этих факторов консервация самодержавно-крепостнических устоев в Российской империи во второй четверти XIX века сохранялась.

Занятие 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: